Мария Макушева
социолог, к.с.н.
В настоящее время профиль исследования связан с несколькими темами:
- корпоративная среда (бренд, корпоративная культура, hr-проблематики, социальные инвестиции),
- публичные коммуникации (эффективность коммуникаций, месседжей), репутация,
- резонансные общественные события,
- социальные практики (потребительское поведение, спорт, образование),
- развитие территорий (инфраструктурные проекты, туризм, местные сообщества).
Ранее, в качестве ведущего аналитика Всероссийского центра изучения общественного мнения, занималась электоральными и политическими исследованиями, изучением социальных процессов, методическими разработками в области качественных исследований и использования онлайн-инструментов в исследованиях.
Имеет опыт преподавательской деятельности в НИУ ВШЭ, Финансовом университете при Правительстве РФ. Читала лекции в рамках курсов прикладной социологии, политической социологии, социологии публичной сферы, Public Affairs, теории и практики PR.
Примеры публичных исследований при существенном авторском вкладе (последний год)
- Социально-значимое кино: запрос аудитории и перспективы развития
- Городской университет или загородный кампус: перспективы, ограничения, последствия для российских университетов на примере СПбГУ
- Бизнес и территории. Новый этап отношений
- Цифровая «коллонизация»: как цифровизация преодолевает барьеры и меняет организационную культуру компаний
- Социальный запрос на развитие городской среды в Санкт-Петербурге
- Локальные бренды и гастрономический патриотизм
- Как возник ажиотажный спрос в ритейле
- «Союз спасения» как барометр. Что дискуссия о фильме может рассказать об обществе?
- Культ натурального
- «Пазл доверия»: о главных «спикерах кризиса», источниках недоверия и доверия информации
- Восприятие современного искусства в обществе
- Продуктовый рынок России в ожидании перемен
- Такси: дешево VS безопасно и комфортно
- Социальная роль ритейла
- Как пандемия разделила общество: реакции на стресс и оценки ситуации
- «Возвращение с войны»: запрос на новую общественную среду
- Проект «Лаборатория ритейла»: Потребитель будущего
- Кризис доверия в российской медицине
- Теневой рынок алкогольной продукции: структура, тенденции, последствия
- «Потребитель будущего»
- «Магазин будущего»
- Инвестиционный климат в России глазами российского бизнеса
- Они — Иван Голунов? Как селективное правоприменение меняет отношение к системе госуправления
Участие в регулярных инициативных проектах (последний год)
- Член авторского коллектива регулярного проекта «Репутационная динамика российского бизнеса»
- Член авторского коллектива проекта «Социология кризиса»
Регулярный автор колонок в СМИ (последний год)
- Цена вопроса. Как меняется аудитория спортивных мероприятий. Коммерсант
- Как меняется российская киноаудитория. Ведомости
- Между госзаказом, искусством и прибылью. Чего российский зритель ждет от кино. Republic
- Предвыборные опросы ничего не предсказывают. Ведомости
- Недоверие, или что превращает антипрививочный миф в информационный вирус Ведомости
- Старость во время и после COVID . Ведомости
- Рынок органики создает еще одну линию социального неравенства. Ведомости
- «Ростех» сменил моторы, «Россия» купила портвейн. Ведомости
- От «Первого» до «Альфы» . Ведомости
- «Газпром» рвется к хабам. Ведомости
- Большие данные – большие вызовы. Ведомости
- Недоступное и чужеродное: почему широкая аудитория с трудом воспринимает современное искусство. Forbes.ru
- Что пришло на смену пионерскому лагерю. Ведомости
- Ритейл стал собираться как конструктор. Ведомости
- Харассмент – в глазах смотрящего? Почему одно и то же поведение может расцениваться по-разному. Ведомости
- Вызовы для социологов. Игроки и тренды российского рынка прикладных социологических исследований. Ведомости
- Бегом за преодолением. Ведомости
- Крафтовая революция: сможет ли в России появиться гастропатриотизм. Ведомости
- Новые привычки и старые ценности: как рождаются тренды в food-ритейле. New-retail.ru
- Налей и отойди: почему мы становимся потребителями-отшельниками. Forbes.ru
- «Бизнес в России – это быть на войне». Как бизнесмены реагируют на громкие уголовные дела. Republic.ru
- Кто за Голунова? Социологическое исследование по следам московских протестов. Republic.ru
Публикации в научных журналах (последние 5 лет)
- Макушева М. О., Нестик Т. А. Социально-психологические предпосылки и эффекты доверия социальным институтам в условиях пандемии // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. No 6. С. 427—447. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.6.1770.
- Макушева М. О., Чо Е. Г. Теневой рынок алкоголя: к определению основных типов и мотивов потребителей // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. No 5. С. 90—111.
- Колозариди П. В., Макушева М. О. Интернет как проблемное поле социальных наук // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. No 1. С. 1—11. DOI: 10.14515/monitoring.2018.1.01. For citation: Kolozaridi P. V., Makusheva M. O. The Internet as a problematic field of study in social sciences. Monitoring of Public Opi nion: Economic and Social Changes. 2018. No 1. P. 1—11. DOI: 10.14515/monitoring.2018.1.01.
- Макушева М. О. Трансформации идентичности ненецкой молодежи в инокультурной среде // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2017. No 4. С. 54—65. DOI: 10.14515/monitoring.2017.4.05.
- Макушева М.О., Юдашкин В.А. Проблематизация отношений основного и инокультурного населения в Ямало-Ненецком автономном округе // Диаспоры и землячества: опыт регионального измерения. Сборник статей. Москва: ИС РАН. 2016. С. 127-138.
- Макушева М., Игнатовский Я. Выборы депутатов законодательного собрания ЯНАО // Электоральная Россия 2015. Ежегодный сборник статей о российских выборах / Агентство стратегических коммуникаций «Никколо М». Москва: Издательство «Перо», 2016. С. 172-182
- Макушева М.О. Образ территории и территориальные идентификации жителей Ямало-Ненецкого АО // Журнал социологии и социальной антропологии, 2015, № 3. С. 153-166
- Макушева М.О. Реализация исследований на заказ: о проблеме противоречия между логикой социологического исследования и сложившихся практик их проведения // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2015, №2 (110).
- Макушева М.О. Некоторые проблемы взаимодействия исследователя и заказчика в практике реализации исследований по госзаказу // Тезисы V социологической Грушинской конференции «Большая социология: расширение пространства данных» Москва, 2015. С. 654-657
- Макушева М.О. “Кризис” и его проявления в восприятии населения // Сборник материалов X Ковалевских чтений «Россия в современном мире: взгляд социолога». Санкт-Петербург, 2015.
- Макушева М.О. Кризисные проявления в ЯНАО и их восприятие населением // Материалы IV Тюменского социологического форума «Социальные вызовы и ограничения новой индустриализации в регионах России». Тюмень, 2015
Регулярный участник и модератор секций на научных конференциях
- The World Association for Public Opinion Research (WAPOR) 74th Annual Conference
- ICON-LA XIV. Формирование комфортной городской среды. Городской ландшафт – пространство для жизни. Санкт-Петербург, 2021 г.
- XV социологическая Грушинская конференция. Москва, 2020 г.
- XV социологическая Грушинская конференция. Москва, 2020 г.
- XIV социологическая Грушинская конференция. Москва, 15-16 марта 2019 г.
- Digital Research Conference. Москва, 8 октября 2018 г.
- VIII социологическая Грушинская конференция. Москва, 15-16 марта 2018 г.
- Digital Research Conference. Москва, 6 октября 2017 г.
- XIX Апрельская международная научная конференция Высшей школы экономики. 10-13 апреля 2018, г. Москва