Наверх

Восприятие современного искусства в обществе: часть 1

Центр социального проектирования «Платформа» в партнерстве с ARTLIFE Academy провел исследование отношения россиян к современному искусству. Результаты онлайн-опроса и экспертных интервью показали, что россияне интересуются современным искусством, но испытывают трудности с его пониманием.

Основные результаты:

Растущий интерес. Современным искусством интересуются 36% опрошенных, среди 18-24-летних таких 59%.  Помимо возраста, интерес к искусству связан со средой, родительской семьей, опытом художественного образования, проникновением искусства в городскую среду, повседневную жизнь горожан и достатком человека.

Современное искусство наиболее всего отвечает запросу аудитории, которая ищет в произведениях проблемность, критичность, актуальность, вызов. Современное чаще не нравится тем, кто оценивает искусство с точки зрения гармонии, требует от него только красоты, ищет в искусстве отвлечения.

Стереотипное восприятие. «Современное искусство» – вывеска, за которой скрывается множество различных стилей. Жители мегаполисов с интересом принимают актуальные работы различных направлений. Например, 87% нравятся наиболее известные работы Аниши Капур, 57% — Поллока. Больше всего население ценит работы современного искусства, обладающие высокими изобразительными характеристиками и объекты, вписанные в городское пространство.

Но отношение к современному искусству как таковому не равняется отношению к конкретным работам. Само понятие «современного искусства» оказывается под воздействием ряда стереотипов. В восприятии населения современное искусство проигрывает классическому. У современного искусства как целого сформировалась неоднозначная репутация, вызванная наиболее одиозными или сложными работами.

Проблема понимания. Широкую аудиторию от современного искусства отталкивает непонимание, которое можно разделить на несколько типов – отторжение, недоумение, отсутствие культурного контекста. 43% считает, что современное искусство непонятно. Эксперты выделяют 4 ключевых фактора, сформировавших репутацию современного искусства: намеренная провокационность (стремление художника шокировать аудиторию), политизация (использование искусства как инструмента политического протеста), ценовой шок (освещение в СМИ аукционных рекордов), разрыв в культурных компетенциях (несовпадение языков, на которых говорит публика и художник при отсутствии интерпретатора, «переводчика»).

Низкая доступность. Ключевая проблема современного искусства заключается в том, что его не видит значительная часть аудитории. 65% не смогли назвать ни одной работы или автора, которые ассоциируются у них с современным искусством, а среди самых часто называемых – Бэнкси (6%) и Казимир Малевич (4%).

В средах, связанных с развитием искусства, звучит запрос на поиск пути к широкой аудитории, подходов к ней, средств популяризации актуальных художников и их работ.

Подробнее – в докладе «(Не)понятное искусство»: