Лаборатория ритейла: Выпуск 5

Лаборатория ритейла: Выпуск 5

Центр социального проектирования «Платформа» при поддержке Центра развития потребительского рынка бизнес-школы «Сколково», ТПП РФ и компании X5 Retail Group провел широкую экспертную дискуссию, в задачи которой входило:

  • отрефлексировать уроки, которые участники продовольственного рынка вынесли из прошедшей острой фазы кризиса;
  • выявить риски и возможности отрасли в новом, восстановительном периоде, а также сформулировать ожидания от политики регуляторов в будущем.

В экспертной сессии приняли участие представители крупнейших торговых сетей, поставщиков, исследовательских компаний и экспертных центров. Выводы дискуссии обобщены в представленном докладе.

Ключевые моменты, на которые обращает внимание прошедшая дискуссия:

  • Отрасль в целом показала высокую степень самоорганизации в период пиковых нагрузок, смогла преодолеть противоречия между участниками рыночной цепочки и выработать формы сотрудничества.
  • Во власти ритейл увидел большую адаптивность, настроенность на диалог. В этой точке сформировались ожидания нового качества отношений с государством в будущем.
  • Онлайн стал основой адаптации и бизнеса, и потребителя в период кризиса. Кроме того, кризис актуализировал проблему развития инфраструктуры для онлайн торговли в регионах, в том числе малых городах.
  • Общий запрос ритейла на период восстановления после пандемии направлен на смягчение мер контроля и регуляторных ограничений, мораторий на все меры, которые могут привести к дополнительной финансовой нагрузке на бизнес, смягчение ценового регулирования, учет позиции бизнеса по поводу введения новых правил, связанных с эпидемиологической безопасностью.
  • Кризис подтолкнул компании выработать ряд практик, которые показали свою эффективность и могут быть использованы в дальнейшем: дистанционные методы управления, отказ от избыточного документооборота, реорганизация структурных подразделений, совместные продажи, развитие вендинга в жилых домах, возможности «займа» персонала у других компаний и др.
  • Вопреки стереотипам, отрасль не стала финансовым бенефициаром кризиса. В период ажиотажного спроса действительно выросли продажи. Однако дальнейшая динамика рынка говорит о стагнации, связанной с падением покупательского спроса.
  • Со стороны бизнеса и экспертов звучит запрос на поддержку населения через инструменты адресной помощи.

Таким образом, основными ожиданиями от действий государства в восстановительный период являются снижение регуляторной нагрузки, крайне осторожный подход к введению новым ограничениям, создание дополнительных инструментов поддержки покупательского спроса, содействие выходу на экспортные рынки.

Прошедшая дискуссия показала важность расширения коммуникаций внутри отрасли. ЦСП «Платформа» продолжит цикл экспертных семинаров, посвященных трендами на продуктовом рынке.

Читать доклад «Продуктовый рынок России в ожидании перемен»:

content_manager
Поделиться:
Введите ключевое слово для поиска и нажмите Enter