Наверх

«Локальные бренды и гастрономический патриотизм»

ЦСП «Платформа», совместно с Центром развития потребительского рынка СКОЛКОВО, публикует количественные данные из исследования, посвященного развитию локальных продовольственных брендов и феномену «гастрономического патриотизма». Исследование проведено при поддержке Х5 Retail Group. Актуальность проекта вызвана ростом интереса населения к локальным брендам, которое связано с трендом на здоровый образ жизни, поиском местной идентичности, поддержкой территориально близкого производителя.

«Федеральные торговые сети пытаются учитывать эту тенденцию, конкурируют за лояльность покупателя, что ведет к расширению на полках предложений из местных товаров. Однако здесь проявляется и ряд сложностей: проблемы стандартизации, готовность местных производителей гарантировать необходимые масштабы и ровность поставок. Многое зависит от того, насколько стороны готовы учитывать особенности бизнеса своих партнеров. Однако популярность местных брендов будет расти – это связано и с рыночными, и с общественными факторами», – говорит представитель «Платформы» Алексей Фирсов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ

Более половины (54%) опрошенных стараются выбирать продукты, произведенные в их регионе. Для 64% при выборе значимо, что продукты произведены на своей традиционной территории. Рост интереса к локальным брендам — глобальная тенденция, которая в России получила специфическое преломление и ускорение через политику контрсанкций.

Запрос на локальное следствие нескольких процессов:

  • интерес к здоровому питанию, стремление покупать подвергшееся меньшей обработке для длительного хранения и транспортировки (57% предпочитающих локальные продукты отметили, что главное — это их свежесть),
  • понятность, привычность и ностальгические мотивы особенно важны на фоне усталости от импорта 90-х и 2000-х,
  • рост значимости локальной идентичности — желания выделить свой пространство в глобализирующемся мире,
  • индивидуализация потребления, стремление через потребление получать новый опыт, рост интереса к специфичным продуктам других регионов.

В локальных брендах видят значительный ресурс для развития территорий: увеличение налоговых поступлений, создание рабочих мест. Кроме этого, локальные продовольственные бренды становятся важной частью экономики впечатлений, значительно увеличивая средний чек туриста например, средний чек для посетителя малого города «Золотого кольца» при подключении гастрономии может вырастать с нескольких сотен до нескольких тысяч рублей.

Наиболее известные примеры брендов-драйверов дает Европа: Франция, Италия, Испания. Формирование локальных брендов в России только начинается. Например, более 50% опрошенных не смогли назвать продуктов, которые являются гастрономической «визитной карточкой» их территории, а среди названного преимущественно, представлены не бренды, а категории продуктов – молоко, хлеб, овощи и фрукты. 60% респондентов не смогли припомнить известных марок российских продуктов, 7% набрал тульский пряник, 3% — вологодское масло, давно сформировавшиеся и вошедшие в фольклор бренды.

Эти и другие проблемы (проблемы развития брендов, защиты локальных марок, взаимоотношений с крупными ритейлерами) рассмотрены в докладе.

Читать доклад «Локальные бренды и гастрономический патриотизм»: