Наверх

Возвращение с войны: Запрос на новую общественную среду

Представленное исследование Центра социального проектирования «Платформа» посвящено описанию запроса общества и бизнеса на новое качество отношений с государством в период восстановления.



ЧИТАТЬ И СКАЧАТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ
(НАЖМИТЕ НА ОБЛОЖКУ):


Исследование проведено на базе количественного опроса населения (1000 респондентов, отобранных на базе панели агентства OMI), серии глубинных интервью с топ-менеджерами бизнес-структур и серии интервью с руководителями экспертных и консалтинговые центров.

Актуальность данной работы вызвана дискуссией о характеристиках социальной среды, которая наиболее востребована населением для выхода из экономического и социального шока. Из представленных данных видны заметные ценностные сдвиги в общественной среде и в бизнес-сообществе: выражен запрос на снижение уровня административно-директивного регулирования, социальных и административных барьеров, повышение качества взаимодействия государства с обществом и участниками рынка. 54% опрошенных ожидают существенного изменения порядка вещей в посткризисном мире.

В обществе возникает явление, которое можно условно назвать синдромом «возвращения с войны» — ожидание нового порядка вещей, в котором человек или частная структура воспринимают государство не в качестве внешнего отстраненного регулятора, но находятся с ним в реальном взаимодействии и «слышат» друг друга.

51% опрошенных согласны с позицией, что в обществе слишком много запретов и их количество должно снижаться. Причем, эти запреты относятся и к бытовым практикам потребления, и к социальным лифтам. Только 27% опрошенных полагают, что государство должно усилить контроль за всеми сферами жизни общества. В такой ситуации – полагают эксперты – оптимален переход государственного регулирования от запретительных практик, которые достигли своей высшей фазы в период карантина, в область smart-регулирования, диалоговых процедур и поиска компромиссных решений.

Так, в области здравоохранения политику мягкого регулирования (через формирование культурных стереотипов, процесс убеждения и демонстрацию лучших практик) поддерживают 84% опрошенного населения, а также эксперты из области медицины, социальной психологии и сферы управления.

Про новые подходы говорят не только рядовые граждане, представители малого и среднего бизнеса, но и топ-менеджеры крупных компаний, в том числе из сырьевого сектора. Востребованы нормы регулирования, которые формируют долгосрочные и стабильные правила игры, существенно повышают мобильность компаний, а также защищенность от непредсказуемых административных воздействий.

Эти действия – полагают эксперты – помогут преодолеть кризис доверия, сложившийся между властью и значительной частью общества.  Сегодня, по полученным данным, только 14% опрошенных полагают, что в сложной ситуации могут положиться на государство. Как показывали наши более ранние исследования, о недоверии к официальным данным в отношении пандемии говорят 59% опрошенных.

Фиксируется рост признания различных сегментов общества, даже если их ценности и культурные установки не разделяются большинством. Лишь 15% респондентов согласны с утверждением, что «если большинству населения что-то не нравится, государству лучше это запретить». По всей видимости, процесс сегментации будет продолжен, при этом каждая социальная группа будет ожидать от государства учета своих ценностей и практик, создания возможности для их реализации.

По мнению экспертов, в обществе накоплена усталость от противопоставления различных групп. Напротив, вырастает ценность солидарности, особенно с учетом того, что кризис показал дефицит инструментов горизонтальной поддержки, невысокий уровень общественной самоорганизации и при этом – рост недоверия к официальным институтам. В результате значительная часть людей осознала себя предоставленной самой себе – с надеждой только на собственные силы и ресурсы.

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что кризис серьезно подстегнул развитие заложенных ранее тенденций, которые ощущались в общественной динамике 2019-2020 годов. Государство оказывается здесь в сложной развилке: или адаптироваться к новым запросам, ответить на возникшие ожидания, или попытаться переломить тенденцию и удерживать среду в прежних форматах регулирования.

По мнению, разделяемому значительной частью экспертного сообщества было бы полезно зафиксировать следующие моменты:

— Простое возвращение к прежним, докризисным подходами к регулированию будет восприниматься как «отступление», войдет в противофазу с общественными ожиданиями.

— Была бы крайне актуальна реальная и открытая дискуссия представителей власти с различными социальными группами, независимым экспертных сообществом и бизнесом относительно новой регуляторной среды. В рамках этой дискуссии государство не может выступать единственным центром сверх-компетенции, заранее определяющим «правых» и «заблуждающихся».

— Должна быть пересмотрена практика контроля и ограничений, выступающая симптомом недоверия к обществу. Обществу нужны яркие примеры солидарности, эмоциональной поддержки со стороны власти, бизнесу – демонстрация отсутствия разделений на «близкие» и «далекие» государству компании и сектора.