Наверх

Необходимость большого статусного центра по развитию территорий

Дефицит городов

В России не хватает городов: на 156 тысяч населенных пунктов их всего около 1100, при этом 800 – малые. Недостаток городов в российской системе расселения всегда был колоссальной проблемой – они ведь выполняют функцию организации нашей огромной территории. Даже в советское время, когда целенаправленно создавали новые населенные пункты, ощущался их дефицит. А когда в 1990-е просели добывающие производства, население малых и средних городов стало разъезжаться, вся территория начала «тонуть». Города, за исключением небольшого количества крупных центров, сейчас активно теряют свои основные роли и смысл существования, потому что оттуда ушло государство. Дефицит государственного присутствия пытаются компенсировать за счет бизнеса – крупным компаниям вменяют социальную задачу заботы о территориях, но на их плечи невозможно переложить функции государства. Даже самый крупный собственник не в состоянии решить все проблемы экономики, социалки и культуры в точках своего присутствия.

Стратегия альянсов 

Среди классических демографов идет дискуссия, доходящая «до драки»: можно ли с помощью каких-либо инструментов целенаправленно влиять на демографию? Для территорий на демографические процессы влияет кооперация бизнеса и власти. Например, в городах, таких как Тобольск, где воедино сходятся разные силы и звезды, и HR работает хорошо, и формируется среда, и есть крупный инвестор в виде СИБУРа. Первое, что улучшается в городах такого типа – это снижение миграционного оттока за счет новых возможностей и сокращения разрыва с крупными городами. Кроме того, идет сокращение естественной убыли. В структуре смертности 60% факторов не связаны с медицинской инфраструктурой, очень важна среда – социальные связи людей и то, на что они расходуют свой личный бюджет времени. Проблемы координации Множественность стейкхолдеров (регион, муниципалитет, бизнес, сообщества) создает проблему координации. С закрытием Минрегиона исчез комплексный подход к городскому развитию. Мы ждем, что глава администрации, крупный бизнес или местное сообщество сформируют список актуальных задач развития города и начнут их выполнять. Но компетенции и человеческих ресурсов не хватает. Даже в Минстрое за проекты ключевой темы – городской среды – отвечает всего несколько человек; на местах ситуация не лучше. Нужно прекратить играть в игру под названием «создадим новый институт развития или межведомственную комиссию и все изменится». Федеральные органы власти между собой не то что не дружат – вертикаль устроена так, чтобы они даже не коммуницировали. Нужен большой, статусный центр, который мог бы решать эти вопросы, задавать рамку изменений. Разделить ответственность между крупными предприятиями или повесить ее на общество – это тупиковый путь.

Новый импульс

В ряде территорий сейчас с нуля возникают идеи развития — в основном с помощью новых бизнес-проектов. Климат меняется, геополитическая ситуация меняется, люди говорят: «Давайте, например, новый транспортный коридор нарисуем и построим порт». Чтобы конструктивно развивать территорию, а не просто сделать кусочек парка в центре города, нужно решить очень много исследовательских задач. Но города должны жить, а не сжиматься. У меня большая надежда на Севморпуть. Какие-то локации могли бы выступать в качестве инфраструктурных площадок: Омск, Ханты-Мансийск, Ноябрьск. Мне кажется, преступно сейчас даже ставить задачу по сжатию наших городов.