OMI и Платформа: Социология кризиса
Центр социального проектирования «Платформа» совместно с Online Market Intelligence (OMI) подготовили уже двенадцатый выпуск в рамках работы «Социологического антикризисного центра».
Результаты опроса россиян от 15 мая:
- 61% опрошенных считает, что они меньше стали доверять государству за период пандемии, против 10% тех, кто укрепился в доверии;
- 54% стали меньше доверять СМИ, больше – только 6%;
- 20% считают, что можно положиться на других людей – они будут соблюдать меры предосторожности при эпидемии;
- 33% считают, что никак не могут повлиять на то, заболеют они или нет.
Комментирует Тимофей Нестик, Институт Психологии РАН: «Падение доверия к социальным институтам снижает эффективность мер сдерживания пандемии. Оно ведет к росту числа людей, не желающих обращаться к врачам при наличии легких симптомов респираторного заболевания. С уровнем доверия к государству и науке прямо связана готовность проходить тестирование на наличие антител, а также поддержка вакцинации. Наконец, снижение доверия к властям и СМИ усиливает социальный пессимизм, обостряет чувство социальной несправедливости и сокращает горизонт планирования».
Отдельно выделяется ТОП-5 факторов соблюдения правил профилактики в период пандемии:
«Мы выделили ТОП-5 факторов, которые влияют на поведение в период пандемии.
Чем больше человек боится за себя, тем чаще соблюдает правила профилактики, но этот фактор имеет тенденцию снижаться – страх заразиться сегодня падает.
Зато есть другие факторы, которые выходят на первый план. Чем больше сопереживание заболевшим, сочувствие уязвимым при пандемии – тем чаще человек соблюдает правила, хотя бы ради других. Важна также вера в эффективность средств и возможность контролировать угрозу, доверие институтам, которые информируют о средствах профилактики. И, наконец, важен «эффект большинства» – мы влияем друг на друга своим поведением, можем «заражаться» как страхом, так и ответственностью», – генеральный директор ЦСП «Платформа» Мария Макушева.