Наверх

Мадрид очень сильно ушел в одну сторону

Рубен Ениколопов, профессор Российской экономической школы, в интервью «Платформе» рассказал о причинах политического кризиса в Испании.

Каталония наиболее продвинутый регион, который понимает, что он является экономическим мотором всей страны, но который по политическим причинам последние лет шесть имел очень маленький политический вес на национальном уровне — его практически игнорировали. Такого обычно не бывает, это все равно что в Италии Сицилия начнет править, не спросив мнения Милана. С приходом Народной партии к власти Каталония на национальном уровне не имеет практически никакого влияния.

Рубен Ениколопов

Немного раздуто то, что Каталония хочет отделиться по экономическим причинам, это не совсем так. Это используется как некий аргумент — «вот смотрите, сколько мы налогов платим, а нас игнорируют». Они обижены именно на то, что их игнорируют в политическом поле, и к экономике происходящее имеет значительно меньшее отношение.

У испанцев тоже очень сильный национализм, только другой — испанский. Они считают, что они великая испанская нация, и (утрируя) каталонцы вообще должны быть благодарны, что они их к себе взяли. В этом-то и проблема — встретились два национализма. А люди, которые гораздо более умеренные, которых на самом деле большинство и в Испании, и в Каталонии, в политическом раскладе оказались не самыми важным. Когда социалисты были у власти, не было никаких проблем, потому что они уважали Каталонский вопрос, дали им немного автономии, совершенно символические вещи — внесли в закон строчку о том, что они являются нацией. Это непонятно, что вообще значит, и не имело никаких юридических последствий, но тем было приятно. А пришедшая к власти Народная партия на просьбу каталонцев увеличить автономию эту строчку убрала, из-за чего во многом каталонцы и взбеленились, это очень сильно их разозлило. Неприятность той ситуации в том, что она выходит за простую экономическую логику, тут больше иррациональных обид, но во многом потому, что у политиков есть стимулы таргетировать ядерный электорат. Мадрид очень сильно ушел в одну сторону, он явно более националистический, чем средний испанец, и в Каталонии тоже самое — люди, которые сейчас, у власти более националистичны и сепаратистки настроены, чем средний каталонец.