Наверх

Денис Терехов, управляющий партнер агентства SNMG:

Терехов
Управляющий партнёр агентства SNMG Денис Терехов: «Настанет день, когда буквы закончатся»

Выступление в ходе дискуссии на Экспертном клубе ВЦИОМ/Платформа

Бессмысленно писать книги про интернет-коммуникации: вы только заканчиваете рукопись, а книга уже перестает быть актуальной, когда же она выходит из печати, то уже просто вредна. Теория технологической сингулярности утверждает, что каждое новое технологическое открытие совершается вдвое быстрее, чем предыдущее. А значит, в какой-то момент мы перестанем замечать, когда и как происходят принципиальные технологические открытия, и уже не сможем предсказывать будущее. Так вот, в случае с коммуникациями у нас осталось лет 10-15, когда что-то еще можно предсказать. И мы с моими коллегами решили посмотреть на пока еще предсказуемые коммуникации будущего в четырех аспектах: в аспекте устройств, каналов связи, программ и языка, на котором мы будем разговаривать.

Переизбыток контента в социальных сетях загонит людей в мессенджеры для персонального общения. От начала времен и до 2005 года было создано столько же контента, сколько всего за пять лет — с 2005 года по 2010. А сейчас каждые три месяца объем контента удваивается. Но что это за контент? Есть страшные цифры. 95% создаваемого контента – это перепост. Только 5% людей способны создавать оригинальные сообщения. Это данные по России. Я окончательно утратил веру в человечество, когда обнаружил сайт, который называется «Статусы для Контакта». То есть вы заходите, выбираете свой пол, свое жизненное положение, а он вам генерирует народную мудрость из серии «Меня трудно найти, но легко потерять». Но если подавляющему большинству нечего сказать городу и миру, зачем они будут это делать, тем более что этого все равно никто не читает? И мы пришли к парадоксальному выводу: в ближайшем будущем единственно возможные коммуникации в интернете – это личностные коммуникации. Для чего был придуман фейсбук, помните, как это объяснялось? Чтобы мальчики знакомились с девочками. В ЖЖ для этого нужно было писать длинный текст. А в мессенджере достаточно написать «Привет, как дела?».
DSCN1039

Компьютеры в нашем понимании отомрут, выдавленные смартфоном. Мне кажется, что в горизонте 3-5-6 лет для большинства пользователей не то что компьютеров в нашем понимании, но даже ноутбуков не будет существовать. Моя 8-летняя дочь не может работать на ноутбуке — для нее только существует только on touch. Я думаю, после введения голосового набора даже для журналистов и социологов потребность в большой машине отпадет. У меня есть знакомая симпатичная девушка лет 30, так что она, вроде бы, должна иметь опыт набора текста. Мы с ней сидели рядом, и она вдруг говорит: «Да конечно, точка». Я ее спрашиваю, что это было? Она говорит, на смс-ку ответила. Это же удобно. После изобретения голосового набора у нас пальцы расслабились. Мы еще можем набирать, но не хочется – зачем. Наверное, компьютеры с большими экранами останутся у архитекторов, программистов, людей, которые занимаются промышленными вопросами. Журналисты, социологи, дизайнеры будут на планшетах работать. А обычные люди и с планшетами не будут, у них есть ноутбук для презентации и есть смартфон. Причем новый смартфон будет совсем другой. Возможно, это будет линза, возможно, это будет управление взглядом, возможно, какой-то имплант. Но это точно будет не трубка.

В конечном счете в смартфоне останется одна-единственная иконка. Все остальное будет делать глобальный робот. Все подписаны на apple music? Платишь 200 рублей — и у тебя вся аудиотека в телефоне. Я думаю, каналы связи очень быстро позволят сделать глобальную библиотеку приложений. Мы больше не будем скачивать их на телефон. Покупаем подписку на доступ к библиотеке всех приложений — и заходим в них, когда нам это необходимо. Соответственно, девайс будущего – это только способ попасть в виртуальный мир. Телефон уже не является местом хранения, все хранится где-то в облаке. Мне вообще кажется, что смартфон будущего – это такой экран, где ничего нет, только значок микрофончика. Ну, еще камера. На запрос «пожрать» он понимает, где мы находимся, анализирует историю наших походов, покупок и чеков, и рекомендует нам подходящую точку. Мы не будем принимать решения. За нас будет думать машина на основании наших предыдущих действий. Как говорится, будущее предопределено, наша задача просто его осознать. Надо просто осознать, что мы хотим пиццу.

Не будет ни пиарщиков, ни маркетологов. Надо сказать, что пиарщики проспали мессенджеры. Да, вы можете огромному количеству людей показать рекламу через фейсбук. Но вы не можете с миллиардами людей общаться через вотсап. И даже не можете мониторить, что они говорят. Коммуникационное меню будущего – это персональная коммуникация, и еще возможно, групповая коммуникация: на уровне рабочий коллектив — школьный класс — студенческая аудитория. Спрашивается, где разместить рекламу в таком мире? Ответ: в недалеком будущем мессенджеры станут глобальными консьерж-сервисами. Не будет никаких рекламистов. Не будет никаких пиарщиков и маркетологов. Потому что мессенджеры будут все это делать за них. Реклама будет приходит на основе анализа наших предыдущих запросов и разговоров. То есть потребитель хочет потребить, мессенджер сообщает об этом бренду, а тот выдает рекламу. Поведенческих стратегий у человека  — 10 основных, 100 распространенных и 1000 уникальных. И когда-нибудь все эти поведенческие стратегии будут описаны. В результате по моим диалогам с моими приятелями машина будет понимать, куда и зачем мы идем, бренды выдавать оферы, а потребители потреблять. Дивный новый мир возникнет в горизонте 5, может быть, 15 лет. Мессенджеры сейчас набирают аудиторию, чтобы потом, когда у них будет критическая масса аудитории, сказать: «а вот теперь друзья, мы вам здесь будем продавать пиццу».

Языком коммуникации станут эмоции. Мы подходим к самому интересному. Мой знакомый высказал потрясающую мысль: на горизонте 20 лет письменная речь исчезнет как способ коммуникации. То есть буквы как символы, конечно, не исчезнут. Просто они нам не будут нужны как текст, который мы должны писать и читать. Мы будем его наговаривать и слушать, или будем снимать видеоролик и смотреть видеофайлы. Если ты не знаешь языка собеседника – не беда. Общий для всех код понимания – эмоции, которые сильно недооценены. Эмодзи — это иероглифы нового поколения. Уже вышло несколько книг на одних эмодзи. Через первые 3 страницы пробираешься с трудом, но на 10-й уже быстро схватываешь смысл. Никому, боюсь, не нужны книги Джеймса Джойса, где одно предложение на полторы страницы. Все могут обойтись картиночками.

Чем вообще это закончится? Я не удивлюсь, если завтра к нам в дом подведут едопроводы. Развитие 3D печати сейчас выглядит фантастически. А еду составить из нескольких компонентов не сложно. Например, захотели поесть, написали в чате, за вас приняли все решения, и по едопроводу пришла пицца. Не можешь поверить, что действительно хочешь пиццу? Ты будешь видеть перед собой другую еду. Головной мозг легко к этому адаптируется. Если вы одевали очки виртуальной реальности, то вы понимаете, что организм подстраивается в момент. Люди устали от общения, они не могут ничего создавать, им нужно просто разговаривать в интимной обстановке. Доля закрытых аккаунтов растет с огромной скоростью. Люди закрываются от внешнего мира, они наигрались в свободу. И вот тут они остаются один на один с глобальным роботом, который решит за них, чего они хотят и как им жить.