Наверх

О перспективах православия и РПЦ.

1. Радикальная смена социальных взаимодействий у новых поколений создаст беспрецедентный риск для церкви. Замкнутая, иерархизированная модель контроля за «паствой» (которая уже давно не пасется), перестает работать. В церковь будут приходить люди не иерархической, а сетевой структуры сознания. Без существенной модернизации РПЦ останется в перспективе двух десятилетий структурой с крайне суженным влиянием на общественный контекст.

2. Церкви очень важно выйти из позиции автономного существования, выдвинуть социальную идею, способную преодолеть разрыв с обществом. На данный момент такой идеи нет; ею может стать идея справедливости, но это требует пересмотра многих имущественных отношений внутри РПЦ.

3. Четвертая технологическая волна приведет к радикальным изменениям структуры мировой экономики. Целый ряд индустрий будет заменен новыми технологиями с минимальным количеством работников; сотни миллионов людей и целые города станут «лишними» в новой конфигурации. Это принципиально изменит социальный ландшафт и даст церкви шанс на новую миссию.

4. Модернизация церкви может идти по следующим линиям:

  • перевод богослужений на современный язык;
  • изменение литургической структуры богослужений в сторону большего диалога с паствой;
  • снижение давления иерархии на церковную жизнь, разнообразие приходов;
  • адаптация к новым социальным нормам не в плане подстраивания под них, но в плане учета как сложившейся данности: например, жизни в мегаполисах, новых гендерных и сексуальных отношений и проч.;
  • стирание политических и культурных границ неизбежно заострит вопрос о существенном сближении православия и католичества: догматические и управленческие различия не будут играть для новых поколений никакой принципиальной роли.

Негативная реакция на такие предложения со стороны ядра церковной аудитории неизбежны. Но это лишь фиксация тех структурных сдвигов, которые происходят в социуме. Текущая институциональная модель РПЦ не впишется в эти изменения. В модернизации института нет никакой драмы; в конце концов дистанция между текущей моделью и жизнью первых христианских общин, между храмом Христа Спасителя на Волхонке и римскими катакомбами не менее велика.