Наверх

Московский центр урбанистики «Город» начал свою работу

Московский центр урбанистики «Город»: первое заседание – Метро-2015

Московский центр урбанистики «Город» начал свою работу при поддержке Градостроительного комплекса Москвы.

30 июня состоялось первое заседание Московского центра урбанистики «Город»*, созданного Центром социального проектирования «Платформа» при поддержке ВЦИОМ и Стройкомплекса Москвы. На первой встрече были презентованы результаты исследования, посвященного изучению мнения москвичей о работе метро.

Модераторами встречи выступили Алексей Фирсов, генеральный директор ЦСП «Платформа», и Александр Попов, историк метро.

Первое заседание Центра было посвящено теме «Метро, приближая будущее». Как дискуссионная площадка «Город» дал возможность объединиться экспертам (общественным деятелям, представителям власти и бизнеса) в вопросах градостроительства, «Город» позволил в непринужденной атмосфере обсудить проблемы развития, строительства и сохранения метрополитена.

Заседание «Города» открылось выступлением генерального директора ВЦИОМ Валерия Федорова, который рассказал о социальных настроениях москвичей относительно метро и инфраструктурного развития города.

Так, согласно данным опроса, наиболее значимым видом транспорта в городе москвичи считают метро, им же они и пользуются чаще всего — 76% респондентов. Большинство москвичей (79%) позитивно оценивают динамику развития этого вида транспорта в последние годы.

В запросе москвичей на строительство новых объектов на первое место выходят вопросы развития транспортной инфраструктуры: строительство дорог и транспортных развязок – 48%, а также новых станций метрополитена – 34 %. В вопросах развития общественного транспорта наиболее значимыми проектами участники опроса считают продолжение существующих линий метро и строительство новых.  В контексте развития общественного транспорта даже проблемы строительства дорог и магистралей, а также организации новых маршрутов наземного транспорта уходят на второе место, уступая проектам развития метрополитена.

Подавляющее большинство опрошенных (86%) считают, что строительство новых станций метро необходимо согласовывать с жителями. Участвовать в том или ином формате общественных слушаний по вопросам строительства метро в их районах готовы 47% опрошенных москвичей.

Вторым спикером стал Михаил Крестмейн, и.о. директора НИиПИ Генплана Москвы. Он рассказал участникам встречи  о планах дальнейшей интеграции городского и транспортного пространства Москвы, развитии транспортной системы, проектировании новых станций и линий метрополитена.

Так, Крестмейн в ходе дискуссии выделил ряд обязательных и основополагающих для развития метро факторов развития:

1. Рельсовый транспорт Москвы должен быть единой системой. Как пример существующей системы — рельсовая система Берлина U-Bahn. В Москве аналогом должна стать интегрированная система метрополитена и малой кольцевой железной дороги.

2. Должны развиваться пересадочные узлы и перехватывающие парковки, чтобы жители отдаленных территорий приезжали на машине до метро, бросали автомобили на парковках и пересаживались на общественный транспорт. Это снизит транспортную нагрузку на город.

3. В метро должны строиться новые линии, в том числе и кольцевые. «Продлять до бесконечности существующие радиальные линии — нельзя. Иначе, вся периферия окажется в центре, и возникнет коллапс — в центре нельзя будет продохнуть.»

4. Необходимо привлекать общественность в вопросы строительства метро в их районах, искать новые методы вовлечения в решение вопросы. В текущей системе, когда люди приходят на  общественные слушания, много недостатков, в том числе и то, что на такие слушания ходят только недовольные строительством объектов граждане. Позитивной повестки там нет.

5. Транспортная инфраструктура должна быть первоначальна.  Только после проведения транспортных систем нужно строить новое жилье.

2

Третьим спикером стала Наталья Душкина, профессор МАРХИ, обратившая внимание участников на необходимость сохранения уникальности и исторического наследия московского метрополитена. Профессор Душкина рассказала об уникальных инженерных и архитектурных решениях при проектировке метрополитена, а в ходе дискуссии подчеркнула проблемы сохранения аутентичности исторических станции и использования оригинальных материалов при реконструкции. Н.Душкина отметила, что работы по починке на исторических станциях ведутся вне рамок проекта реставрации и вне закона об историческом наследии. По итогам была предложена инициатива включить в список исторического наследия не просто отдельные станции метро, но и целые линии метрополитена.

В ходе дискуссии участниками встречи, среди которых были советник вице-мэра Марата Хуснуллина Максим Орлов, главный архитектор МКЖД Тимур Башкаев, историк метро Александр Попов, Тина Канделаки, председатель Союза Пассажиров Кирилл Янков, был выделен ряд проблем и положительных моментов в строительстве московского метро.

Положительное влияние бесплатного WiFi на социальную среду в метро, — так метрополитен становится популярнее у молодежи и туристов;

Высокая эффективность московского метро — метрополитен столицы перевозит больше всего пассажиров на километр пути в мире;

Постоянное противостояние архитекторов и строителей станций метро;

Нет внимания технической реконструкции существующих станций — пересадочные узлы станций метро не расширяются.

Некоторые станции строятся там, где их проще построить, а не где они нужнее.

1

Слишком жесткие технические требования при строительстве метро. Это увеличивает стоимость и снижает темпы строительства метрополитена.

*Справка: Московский центр урбанистики «Город» создан ЦСП «Платформа» при поддержке ВЦИОМ и Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы для привлечения экспертного сообщества к изучению различных аспектов развития городской среды. 
Экспертные заседания по самым актуальным вопросам градостроительного развития будут проводиться в формате круглых столов с периодичностью раз в месяц. Кроме того, экспертные сессии предполагаются и между встречами. Участниками становятся представители власти, бизнеса, медиа, экспертного сообщества и общественных структур. 
Формат мероприятий, предполагающий обсуждение вопросов в атмосфере открытой дискуссии, свободного обмена мнениями и предоставляющий возможности для личного общения между представителями городской власти и экспертами, придаст встречам клубный характер. К каждому заседанию клуба ВЦИОМ планирует готовить специальное исследование по проблематике мероприятия. 
Основная цель проекта – развитие обратной связи между властью и обществом по вопросам градостроительного развития, улучшение качества экспертизы и прогнозирования.