Наверх

Круглый стол «Современные визуальные тренды»

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Центр социального проектирования “Платформа” провели круглый стол “Современные визуальные тренды”.

Направление дискуссии задал генеральный директор “Платформы” Алексей Фирсов:

— Сообщаемое слово и транслируемый образ в современных средствах коммуникации и арт-проектах конкурируют за внимание аудитории. Отношения взаимодополнения и соперничества между словом и образом проходят через историю человечества. Почему в одни исторические эпохи на первый план выходит зримая выразительность плаката, позы, жеста – а в другое время преобладает печатное слово?

О способности современных технологий использованных для создания произведения искусства, создать новый выразительный язык рассказал Максим Муссель, директор по развитию ОАО «ВЦИОМ», управляющий партнер и основатель компании IFORS:

—Почему люди выражают свои творческие идеи, снимая фильмы на мобильный телефон? Не только потому, что мобильное кино дешево. Важнее, что от такой технологии съемки можно ожидать выработки нового художественного языка. Она показывает материал, который никогда не удалось бы отснять камерой или фотоаппаратом – то есть окружающую действительность, которая не замечает оператора и никак на него не реагирует.

Философ Кирилл Мартынов, доцент Высшей школы экономики, нашел аргументы против популярной идеи о том, что визуальные решения вытесняют на периферию печатный текст:

—За разговорами о визуальности произошло кое-что очень важное: люди стали писать больше текстов, чем когда бы то ни было в истории человечества. На самом деле фон, на котором существует визуальность – это огромное количество маленьких текстов, возникающих каждую секунду в колоссальных объемах. Таких как смс-сообщения или посты в социальных сетях. Культура централизованного, массового продуцирования и распространения информации – это, скорее, историческая аномалия. Сегодня мы приходим к ситуации, когда я создаю и потребляю такие тексты, которые хочу. Возможно, это связано с фрагментацией общества. Но вертикаль, которая раньше санкционировала тексты, слабеет.

Илья Гиммельфарб, художник, аниматор и режиссер, напомнил:

—Понятийное сознание моложе клипового. Оно возникло и развивалось с появлением письменности. А до этого картина мира человека состояла из элементов, между которыми не было строгой понятийной связи. Так что в какой-то степени «клиповое сознание» — это возвращение к архаике. Образ связан с эмоцией. А точное попадание в эмоцию зрителя – сегодня самый дорогой товар. И все же образ не может существовать совсем без поддержки словесного текста. Без него образ не считывается с нужной точностью.

Наталья Алфутова, директор студии MediaMead и медиа художник, продемонстрировала видеоинсталляцию, в которой поэтическое слово выступало как объект отстраненного рассмотрения с неожиданной стороны. Стихотворение Маяковского поочередно зачитывалось то самим поэтом на фонограмме, то гугл-роботом с его особой манерой интонирования. Из носителя смысла слово становилось носителем «музыкального» эффекта.
Завершая дискуссию за круглым столом, Илья Переседов, вице-президент Медиасоюза, журналист, заметил:

—Между письменным текстом и образом нет противоречия. Письменные знаки сами произошли из образов. Наглядный пример – египетские иероглифы. И во многом они остаются носителями визуальной информации. На этом построена разница между разными шрифтами, еще более — каллиграфия. А с другой стороны, язык образов – и сам является текстом. И мы можем прочитать его, только зная язык, на котором этот текст создан. Возможно, язык инстаграмма сегодня ближе тем, кто воспринимает тексты, чем язык сплошного словесного высказывания.

После круглого стола обсуждение продолжалось в свободном режиме.