Наверх

Представитель финской компании SETCleanTech Ростислав Баскаков: правильным ли путем идет Невский экологический оператор?

Оценка стратегии обращения с отходами региональных операторов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области

Путь, выбранный Санкт-Петербургом и Ленинградской областью по обращению с ТКО: сортировка, производство топлива, которое будет применяться локально в том или ином исполнении, – на наш взгляд как экспертов в области обращения с ТКО в соседней Финляндии и производителей оборудования, выглядит максимально эффективно. Во-первых, Санкт-Петербург и Ленобласть не идут по пути мусоросжигания, потому что это не приведет к ощутимому снижению захоронений на полигонах, а также не является экологически-передовой технологией на сегодняшний день. Во-вторых, региональный оператор – это единый ответственный за сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, размещение ТКО, строительство объектов. Если бы АО «НЭО» не появился в Санкт-Петербурге, то отрасль в обоих регионах так и не начала бы развиваться, несмотря на то что в Ленинградской области работа была уже налажена. Именно отлаженная работа двух региональных операторов, в общем-то, и будет успехом реализации мусорной реформы в двух субъектах федерации.

Безопасность SRF-топлива – одного из продуктов переработки отходов

SRF-топливо – это не только пластик. Это отходы, из которых вытащили цветные и черные металлы, стекло, три вида пластика, органику. Если это топливо разложить по фракциям, то мы увидим все то, что создано природой. Если говорить о том, что экологичнее, безопаснее для нашей природы: (1) сжечь мусор, (2) сжечь то, что остается после каких-то манипуляций с отходами, сортировки или (3) сжечь стандартизированное топливо (SRF) – последнее это самый экологически рациональный способ. Заводы, работающие на SRF, выбрасывают в атмосферу кратно ниже всех веществ, по сравнению с мусоросжигательными заводами и угольными станциями. Интересантами SRF-топлива могут выступать цементные предприятия и предприятия металлургического и энергетического сектора. В первом случае топливо используется для производства цемента и технологический процесс не подразумевает никаких отходов, а, значит, в регионах будет меньше полигонов.

Потенциальные проблемы по строительству объектов для переработки отходов

Если сегодня комплекс проектируется, то появится он минимум через три года. Что будет у нас через три года с наличием тех запасных и сменных деталей, которые необходимы для стабильного технологического цикла? Никто спрогнозировать не может. Каким образом региональные операторы и инвесторы будут обеспечивать плановое ТО и гарантийное обслуживание единиц техники или построенных комплексов? Об этих проблемах, операционных затратах должен задумываться их производитель, особенно если он планирует локализовать свое производство на территории страны.

Локализация и импортозамещение технологий и оборудования для объектов по переработке отходов

Проблемы с локализацией и обслуживанием не будут возникать у компаний, которые держат в своих руках технологию и обладают минимумом поставщиков. Если мы говорим простыми словами, то у монобрендов. Не избежать этого и производителям оборудования. Тем не менее, перед отраслью, которая работает с ТКО, стоит задача: сдержать обещания, построить комплексы, которые приведут к снижению захоронения на полигонах, увеличить масштабы переработки. К компаниям, которые готовы в сегодняшней ситуации оставаться в РФ, следует максимально бережно относиться, с ними нужно вести диалог по каждой конкретной единице техники.

Позиция спикера озвучена во время дискуссии вокруг исследования ЦСП «Платформа», посвящённого отношению общества к проблеме утилизации и переработки бытовых отходов, а также раздельному сбору мусора на примере ситуации в Санкт-Петербурге и области.