Наверх

Три стороны школы: учителя, ученики, родители

Центр социального проектирования «Платформа», мастерская управления «Сенеж», Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО) провели пилотное исследование, посвященное оценке нынешней системы среднего образования в России.

«Ценность данного проекта в том, что он позволяет комплексно посмотреть на учебный процесс, учесть и сопоставить позиции всех сторон. Мы видим, что общество настроено на модернизацию системы образования, поиск новых форм и организационных решений. Наиболее интересной кажется идея школы как сообщества учителей, учеников и родителей, а не только социального сервиса по передаче знаний. Было бы очень полезно расширить эту дискуссию и вывести ее на уровень конкретных решений», – Алексей Фирсов, основатель ЦСП «Платформа»

Основные выводы из исследования:

  • Запрос на модернизацию образования присущ всем группам;
  • Школа как сервис по передаче знаний не вполне соответствует ожиданиям.  Востребована школа как ценностная платформа и сообщество;
  • «Рост нагрузки не ведет к росту качества образования», – считают учителя;
  • Дистанционное обучение относится к зоне критики для всех групп;
  • Для значительной части школьников ценность образования не относится к числу очевидных.

Современная школа, ее соответствие современным стандартам, качество преподавания и влияние на ценностную картину школьников, стала сегодня объектом широкой дискуссии. Критические высказывания касаются ценности образования, роли школы в личностном росте учеников, технического оснащения, возрастающей бюрократизации учебного процесса и опыта дистанционной работы во время эпидемии.

Исследование включало в себя онлайн-опрос трех основных участников образовательного процесса: педагогов (участники конкурса «Учитель будущего», 300 чел.), учеников (сообщество участников детских лагерей и участников Российского движения школьников, 300 чел.) и родителей учеников (родительские чаты, 300 чел.). Период проведения – сентябрь-октябрь 2020 года. Полученные результаты были протестированы в серии фокус-групп на базе школы управления «Сенеж». Данная выборка не является репрезентативной для страны в целом, но дает основу для фиксации проблемных зон, формирования гипотез для продолжения исследований в этом направлении.

Подробнее – в докладе Три стороны школы: учителя, ученики, родители»: