Наверх

Современное искусство и массовая аудитория: часть 2

Первая часть исследования посвящена теме стереотипов, окружающих современное искусство, дистанции между ним и массовой публикой.

Вторым этапом эксперты «Платформы» в партнёрстве с ARTLIFE Academy изучили проблему восприятия продуктов креативной сферы. Основной вывод – насыщение городской среды современным искусством будет способствовать его популяризации.

Выявленные тенденции:

В обществе наиболее распространено утилитарное отношение к искусству как способу отвлечься (22%) и как к источнику позитивных переживаний (30%).

При этом особенности функционирования арт-среды – с одной стороны, и ее освещения в медиа – с другой, создают у современного искусства образ сложного, иногда шокирующего и агрессивного явления. Это отталкивает аудиторию, ищущую в искусстве способ отвлечься от повседневного ритма жизни.

Стереотипы развиваются в отсутствии реального опыта контакта с современным искусством в его разнообразии. Особенности запроса на искусство широкой аудитории задают два направления работы по его популяризации:

  • насыщение искусством общественной среды,
  • расширение опыта и представлений о вариативности современного искусства.

Проблема популяризации современного искусства – сведение его к музейной экспозиции. При этом чаще всего столкновение с искусством происходит не в музее, а в городском пространстве (55% опрошенных). Даже не проявляя самостоятельного интереса к искусству, человек интересуется разными областями культуры (кино – 54%, музыка – 50% и т.д.).

Поэтому условием популяризации современного искусства становится создание устойчивых и разнообразных форм его монетизации. Выделяется несколько трендов: произведения в доступных для массового покупателя формах сетевая монетизация, насыщение искусством публичных пространств за счет муниципального и корпоративного заказа.

Дарья Камышникова, куратор, художник, дизайнер, руководитель
Школы современного искусства «Свободные мастерские»:

В Швеции около 50 лет назад художники для популяризации современного искусства организовали широкую продажу хорошей недорогой графики. В результате в огромном количестве шведских семей висят произведения, купленные в рамках этой программы. Шведы живут и растут среди современного искусства. Политики, выросшие в таких семьях, воспринимают искусство нормально, естественно. Для всех госучреждений закупаются произведения живущих художников. И вся шведская жизнь проникнута очень неплохим искусством. Но это комплексный процесс. Искусство должно стать частью жизни, и тогда естественным образом придет и государственная поддержка, и всенародная любовь.

 

С другой стороны, у значительной части опрошенных выражен интерес к тем или иным форматам знакомства с искусством, эксперты отмечают большую роль арт-пространств и образовательных онлайн-площадок в популяризации искусства в последние годы. Однако проблема в том, что аудитория поклонников современного искусства в значительной степени воспроизводится. Стоит задача расширения аудитории в том числе за счет тех, кто пока не нашел с современным искусством «общего языка».

Подробнее – в докладе «Восприятие современного искусства обществом»: