OMI и «Платформа». Социальные эффекты пандемии
Исследовательские компании ЦСП «Платформа» и Online Market Intelligence продолжают изучение и глубокий анализ общественных реакций на разные события, связанные с пандемией COVID-19 в рамках работы «Социологического антикризисного центра».
Центр выпустил уже 6 исследовательских продуктов сводок по таким темам, как экономические последствия кризиса, ожидания и прогнозы населения, доверие к источникам информации, отношение к самоизоляции и мерам борьбы с COVID-19.
Готов Выпуск №7 — о господдержке и волонтерстве.
Опрос показал:
- только у 5% опрошенных жителей многоквартирных домов есть волонтеры в своих подъездах
- 9% опрошенных с начала пандемии помогали с покупкой продуктов в качестве волонтеров
- 15% из числа тех, кто относится к льготным категориям или имеет родственников из таких категорий, сообщили о получении поддержки
- 20% лишившихся работы в период пандемии зарегистрировались в качестве безработных
Эксперты «Платформы» комментируют:
Мария Макушева: «Сегодня широко анонсирован ряд мер поддержки категориям населения, пострадавшим в период пандемии. Это может стать еще одним стресс-тестом для системы. Часть людей не может сегодня оформить требующиеся документы — не все инстанции работают, не все справки можно получить онлайн и т.д. Есть ряд пострадавших категорий, которые не укладываются в регламенты. Например, работавшие неофициально и лишившиеся дохода. Часто тем, кто сильнее всего нуждается в помощи, сложнее всего ее получить – это требует дополнительных усилий, юридической грамотности, времени, освоения новых цифровых инструментов. Кроме того, меры избирательны, дополнительные условия не всем понятны. Не все меры приходят в регионы одномоментно: люди начинают обращаться за поддержкой после объявления президента, но на местах пока нет механизма. Столкновение с отказом рождает у людей чувство несправедливости и укрепляет представления о бюрократической волоките».
Алексей Фирсов: «Любой кризис всегда активизирует различные формы горизонтальной поддержки: государство не может дотянуться до каждой проблемной зоны — не хватает навыка, инфраструктуры, ресурсов, административной воли. Люди начинают проявлять солидарность, кооперироваться, поддерживать друг друга. Появляется слой новых социальных лидеров. Подобные явления, как показывает представленное исследование, происходят и в России. Вместе с тем, объем поддержки и количество вовлеченных в активную деятельность граждан пока явно недостаточны. Обществу не хватает навыка самоорганизации; гораздо больше надежд возлагается на административные институты, на власть. Отчасти это связано с культурными стереотипами, отчасти — со слабой развитостью инфраструктуры для социальной кооперации, от института старших по подъезду до реальных (не имитационных) НКО».