Наверх

Назад, к оффлайну?

5 февраля состоялась встреча по случаю четвертого Дня Рождения «Платформы». Традиционно мероприятие прошло в давно полюбившемся формате обмена мнениями и дискуссии. В этот раз собравшиеся строили гипотезы о недалеком будущем. Какими будут первые несколько месяцев наступившего 2019 года? Какие тенденции будут набирать силу, а какие, напротив, пойдут на спад?

Конечно, все высказанные предположения носили отпечаток высшей степени неопределенности. Однако среди прозвучавших одна гипотеза убедила собравшихся больше остальных. О ней и пойдет речь.

Сетевой дауншифтинг

В последнее время наблюдается серьезная тенденция к изменению природы сетевого общения. Все большую популярность набирают маленькие интернет-комьюнити, без сотен тысяч участников и миллионов комментариев в треде, а вместо бурных дискуссий возрастает спрос на разговоры клубного толка. При этом аудитория таких сообществ лояльнее и сплоченнее, чем у крупных интернет-агломераций. Интернет-коммуникация переосмысляет саму себя и вновь ищет свои формы, как это было еще на этапах ее становления в 1990-е годы.

Одновременно с переформатированием интернет-коммуникации возникает еще более интересная тенденция феноменологического толка: ностальгия по оффлайну и возврат к первичному опыту, то есть опыту личного общения. Люди вдруг вспомнили о ценности личного взаимодействия, о необходимости личной встречи и беседы в узком кругу единомышленников.

Но почему так происходит? Почему интернет больше не может удовлетворить коммуникативные потребности пользователей? Почему стало важно собираться именно в оффлайне?

Конфликт личного и цифрового

Во-первых, интернет-коммуникация требует создания некоего цифрового образа, который необходимо постоянно поддерживать. При этом цифровой образ пользователя, отправителя сообщения, существенно отличается от реального. Этот разрыв делает интернет-дискуссию утомительнее, а необходимость “следить за своим лицом” серьезно ограничивает ее.

К тому же дистанцию между собой и своим цифровым образом чувствует и адресат сообщения, поэтому в интернет-коммуникации неизбежно возникает ощущение неполноты общения. Взаимодействие происходит не между двумя людьми, а между двумя цифровыми образами, ни один из которых не соответствует в полной мере конкретной личности. Из постоянного ощущения недостоверности происходящего рождается важная потребность в личном взаимодействии. Пользователи понимают, что для общения как такового необходим эффект личного присутствия.

Большой брат?

Кроме того, в последнее время интернет становится все более несвободным и все менее анонимным. Все чаще и чаще обнародуются конфиденциальные данные пользователей, а многие безобидные комментарии и посты в Facebook системно блокируются. Пользователь все время наталкивается на прозрачную стену, чувствует над собой жесткий контроль. Ощущение тотальной несвободы и “колпака” способствует росту ценности оффлайн-общения и возврату к “кухонным разговорам”, как к более камерным, но зато более свободным форматам коммуникации.

Утечка интеллектуального контента

Наконец, сети стали деградировать. Оригинального становится все меньше и меньше, а интеллектуальный контент постепенно перебирается в оффлайн. Сегодня в интернет приходит все больше аудитории дошкольного и младшего школьного возраста, у которой есть свои специфические контент-запросы. Вследствие этого сеть становится все более плоской. Аудитория “0+” постепенно вытесняет более взрослую, но менее многочисленную аудиторию, которая, тем не менее, не изжив потребности в коммуникации, ищет ее новые пути, возвращаясь к более ранним, оффлайн-формам.

Переход к метамодерну

В целом падение популярности интернет-сообществ связано с глобальной сменой исторической и социальной парадигмы, в которой мы живем сегодня. Существующие формы интернет-коммуникации — глубоко постмодернистские по своей сути, и за свою довольно долгую для нынешнего времени двадцатилетнюю историю они устарели и утомили пользователя. Современная интернет-коммуникация — это симулякр, это стенография беседы, которой никогда не было. Однако новые ее формы еще не найдены, поэтому пользователи делают шаг назад, к оффлайну, чтобы дать себе передышку и начать этот поиск.

Но и тотального перехода в оффлайн тоже не происходит. Пользователи только начали ощущать исчерпанность привычных форм интернет-коммуникации, предел ее возможностей. Возможно, маленькие комьюнити и станут реальным выходом из сложившейся ситуации сетевого кризиса. На фоне набирающих силу тенденций глокализации и транссентиментализма именно возврат к оффлайн-общению в узком кругу и подготовит почву для возникновения новых форм. В связи с этим в медийном пространстве ожидается возникновение более андерграундных, оригинальных форматов, в противовес глобализованным гипер-сообществам, популярность которых будет постепенно спадать.

При текущем положении дел все чаще на ум приходит великое “человеку нужен человек”, которое полностью оправдывает насущную потребность личного взаимодействия и общения как такового. Ну а площадкой для такого рода встреч, общения, дискуссий как раз и является Платформа.