Политическая аналитика и значение интонации
Что можно сказать о политической системе по публичным интонациям ключевых спикеров? Вопрос был поставлен на внутреннем семинаре РАСО и «Платформы», который состоялся в начале сентября.
Вынесенный для обсуждения вопрос так легко отклонить — как неинструментальный в контексте политического анализа, что он практически никогда не ставится. Все знают, что интонации персональны, меняются в зависимости от предмета, на практике их нечем точно фиксировать. Они не могут иметь объясняющей, а тем более – прогностической силы.
Семинар исходил из потребности в дополнительных «сенсорах», сигналящих о трендах текущей политики. Методологически это означает вотум недоверия к аргументам, лежащим на поверхности. Для удобства читателя результаты приводятся в систематичной форме.
I. «Как это понимать?»
Что делает интонация?
СМЫСЛ любой фразы распадается на прямое значение слов – и то дополнительное значение, которое вносит в сказанное интонация. Легко подобрать примеры, когда интонация (например, саркастическая) меняет прямое значение на противоположное.
ЛИЧНЫЙ ХАРАКТЕР интонации не мешает тому, что она всем слушателям понятна. А значит, имеет значение, общее для аудитории. Это значение ключа, открывающего для слушателей вложенный посыл спикера.
АУДИТОРИЯ имеет к тому моменту свои ожидания и настроения. Спикер либо попадает в них, либо нет. Удачный выбор интонации заставляет фразу резонировать с настроением аудитории.
ИНТОНАЦИЯ, таким образом, завершает смысл фразы и устанавливает, как сказанное будет воспринято. Она либо усиливает, либо ослабляет значимость сказанного для аудитории. Чем выше значимость высказывания для адресата, тем сильнее оно способно поменять его картину мира.
Интонация в политике
В УПРАВЛЕНИИ КАРТИНОЙ мира заинтересована любая власть. Не всякая картина позволяет наделить действующую власть высокой ценностью для общества. Когда в представлениях общества она такой ценностью обладает, власть обеспечивает себе социальную устойчивость.
ИНСТРУМЕНТ формирования удобной картины мира — идеология. Политическое высказывание всегда идеологично. И если интонация определяет итоговую силу воздействия высказывания, то она есть острие идеологии здесь и сейчас.
ВКЛАД только повышается тем, что обычно интонация ускользает от анализа и в этом смысле действует на уровне внушения. Способность ускользать от анализа не мешает, а помогает насыщать интонацию значимостью.
ЛИЧНОСТЬ ПУБЛИЧНОГО ПОЛИТИКА – не столько то, что он говорит (то же самое может быть сказано другим), сколько как он говорит. Публичность – это манера. Интонация – ее самое доступное, концентрированное выражение.
СИЛА социального воздействия интонации – в ее способности непосредственно задевать чувства, «западать в сердце». Систему составляют структуры, но действуют в них живые люди.
ПОДХОДЯЩИЙ ИНТОНАЦИОННЫЙ СТРОЙ образует «мостик» от лидера к людям, группам, социальным слоям. Приверженность его публичной манере делает их симпатизантами этого политика, а часть из них его активными сторонниками.
УСПЕХ данных интонаций в аудиториях и популярность данного политика – явления одного порядка. Это подтверждается тем, что интонациям успешного лидера стремятся подражать. Как личный фактор публичного успеха интонация играет ключевую роль.
Можно ли анализировать интонацию?
ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ политическую интонацию – значит понять ее функцию.
НА КРУПНОМ ПЛАНЕ вопрос задается о всем интонационном строе: публичная активность лидера, выведенного на фронтир власть/аудитории, имеет характерную и узнаваемую манеру.
СТРУКТУРА анализа определяется тремя последовательными вопросами: [1] «какая тем самым задача решается», [2] «насколько успешно она решается» и [3] «почему этот инструмент обеспечивает успех».
ОТВЕТЫ на эти вопросы требуют знания политического контекста. Детализация контекста бесконечна по определению. Поэтому важно выделить принципиальный подход к пониманию власти и ее идеологии.
Власть в разрезе
ДИСПОЗИЦИЯ власти по отношению к обществу всегда одна и та же. Власть – это распределение ресурсов. Производятся жизненные ресурсы общества не властью, а экономикой.
ДЕФИЦИТ ресурсов – условие существования власти. Иначе инстанция, дозирующая их потребление в различных сегментах, не была бы необходима. Управляем только тот, кто нуждается в том, что есть у власти и чего нет у него.
ВЛАСТЬ – это управление дефицитом.
Дефицитным ресурсом не обязательно являются финансы, материальные блага, это может быть знание, это может быть безопасность (имущественная и личная). Можно вспомнить «Вехи» о «власти, которая одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной».
ИДЕОЛОГИЯ легитимизирует практики управления дефицитом в обществе.
II. «Как это осуществимо?»
Объяснение практической стороны анализа будет держать в уме образ действующего президента. Его манера выступлений всем знакома. И можно через простое сопоставление сверять ход и выводы рассуждения с практическим примером.
СИМПАТИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ — вот что призвана вызвать политическая интонация. Аудитория должна проникнуться интонационным строем спикера. Пропитавшись им, она легче примет рациональные фрагменты смысла. Практический результат — временный баланс согласия с властью.
ЭФФЕКТ может быть успокаивающим, возбуждающим и т.д. Он дает понять, как власть управляет своим важнейшим ресурсом – отношением к себе общества. Допустим, требуется умиротворящий эффект. Тогда принципиально понятен диапазон манер общения с аудиторией, которые такой эффект могут вызвать. Их апробация на аудиториях проясняет, какой строй общения из этого диапазона будет услышан лучше других, останется в памяти и будет востребован.
Смотрины публичных фигур – обычная практика, как в случае партийных праймериз. У нас в конце 90-х тоже проводился своего рода смотр «преемников».
СВОЙ ТИП ЛИДЕРА востребован в условиях каждой идеологической линии (в табл. ниже). К его характеристикам относится «уместный» интонационный строй.
Рус. «уместный», лат. decorum, в риторике — «грамотно декорирующий».
Позиция | Метод/формат | Фокус | Интонация |
Над обществом | Диктат/тезис | Образ будущего | Непререкаемая |
С обществом | Убеждение/аргумент | Образ настоящего | Сопереживающая |
Под обществом | Оправдание/отчет | Образ прошлого | Угождающая |
В РЕАЛЬНОМ СОЦИУМЕ применяются разные стратегии, они переплетаются и вновь расслаиваются. Для определения магистральной стрелы корреляция с делением «тоталитаризм/авторитаризм/демократия» вполне эвристична.
ЕСЛИ СЕГОДНЯ власть в России культивирует авторитарную стратегию в общении с обществом (табл., строка 2), наиболее востребованный интонационный строй описывается греческим термином «демагогия», который берется тут безоценочно.
Демагог – греч. «народный предводитель». Образец демагогии – филиппики Демосфена (речи против Филиппа Македонского, грозившего независимости отечества).
ДЕМАГОГ обращается к обществу с позиции «ваша плоть от плоти, но вижу больше и дальше». Интонационно это увещеватель соотечественников с интимным попаданием в «наболевшее».
ПРАВИТЕЛЬ-ДЕМАГОГ управляет отношением к власти и ожиданиями от нее. Эти отношение и ожидания в первую очередь ассоциируются с ним самим. И в этом основная сложность его положения.
ВЫХОД ДЛЯ ЛИДЕРА – игра на том, что он и представляет себя самого, и персонализирует систему. В отношении системы это представительство де юре, но не обязательно де факто. По факту же лидер может от системы дистанцироваться, прежде всего интонационно (ирония).
ЗАЗОР между лидером и системой – его пространство политического выживания, когда зреет недовольство действиями правящих кругов. Системе он может продемонстрировать, что ее «интонационное оружие» работает, смягчая ситуацию, народу – солидарность с его чувствами.
НАРАСТАЮЩИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ системы с обществом объективно смещают позицию лидера-демагога. Замыкая на себя ресурс доверия общества к власти, он вынужден частично противопоставлять себя системе. В его интонациях появляется слой обвиняющих модулей, адресованный правящей системе – персоналиям, группам, в целом.
ТАКТИЧЕСКОЕ ДИСТАНЦИРОВАНИЕ может силой общественных ожиданий превратиться в реальное противостояние с системой. Набирая резкость, окраска критики рискует оторвать политика от системы.
РЕЗКИЕ КОЛЕБАНИЯ интонаций в зависимости от аудитории (массовой /властной), с полярной сменой обертонов и эмоционального диапазона – признак того, что политик вынужден приближаться к роли «народного трибуна».
В ПОВЕСТКЕ лидера-демагога формируется сложная альтернатива: «с народом против системы» – или «с системой навстречу ожиданиям народа». Наблюдая динамику интонаций, можно отследить вектор его склонностей, от каких бы факторов ни зависел созревающий выбор или его отсутствие.
ПОДРАЖАНИЕ интонациям лидера, сохраняющееся в условиях нарастания противоречий, маркирует его политических союзников и позволяет пунктиром очертить их лагерь.
ВЫБОР правителя-демагога обусловлен ограничениями его же узнаваемой манеры. Интонационный строй может быть идеален для поддержания гомеостаза, для «примирения» общества с системой. Но общество может ожидать совсем другого строя от собственного, уже контрсистемного лидера.
ВРОЖДЕННЫЙ ИЛИ ПРИОБРЕТЕННЫЙ, строй интонаций так тесно укоренен в характере социализации лица, что правитель-демагог рискует так и не выйти из тисков альтернативы, сжимающей его все сильнее.
III. «Что из этого следует?»
ВНИМАНИЕ к политической интонации расширяет аналитический инструментарий.
НАБЛЮДЕНИЕ ДИНАМИКИ политических интонаций на заданном периоде дает возможность нащупать глубинный идеологический вектор системы, уточнить ее диагностику и прогнозировать вероятное развитие событий.
ДЛЯ АНАЛИЗА существенны как постоянство, так и заметные перепады интонационного строя ключевых спикеров.