Наверх

История

Мы формируем среду

Об истории создания и концептуальной идее «Платформы» рассказывает основатель компании Алексей Фирсов.

«Платформа» в своей истории прошла от этапа интеллектуального клуба до становления исследовательско-проектной структуры с широкой линейкой компетенций и направлений.

Как форма консолидации экспертного сообщества структура возникла в 2013 году; тогда, работая в группе «Волга», я предложил создать интеллектуальный клуб, который позволил бы профессионалам гуманитарных областей обмениваться знаниями в неформальной обстановке. Площадкой для клуба в тот период стала студия фотохудожника Михаила Королева и его партнера Андрея Кулагина в арт-комплексе «Винзавод».

Примерно раз в месяц мы собирались в большом сумеречном зале, увешанном работами художников, и слушали блестящих спикеров, вели дискуссии, которые могли завершаться уже ночью. Идея этих встреч состояла в том, чтобы взаимодействовать на стыке смежных направлений: коммуникаций, социологии, дизайна, урбанистики, истории, политического анализа и других, расширяя горизонт опыта и находя решения на этих стыках. У нас выступали профессора ВШЭ Михаил Блинкин и Алексей Маслов, эксперты ВЦИОМа и ФОМа, представители крупнейших компаний, общественные фигуры из КНР, британские эксперты, специалисты по соцсетям и так далее.

Пр своему живому, свободному духу такие встречи резко контрастировали с формализованными, шаблонными конференциями, скорее, напоминали атмосферу свободных дискуссий начала 20 века — и за счет этого быстро набирали популярность. Это был ранний, романтичный период становления. Как раз тогда сформировался методологичеcкий подход будущей компании: ставка на максимальное вовлечение экспертного сообщества в свои проекты, комплексность аналитических приемов, открытость и диалог, понимание, что новые решения рождаются на границах областей знаний. Этот период создал бренд «Платформы» и ее кадровую основу.

В начале 2015 года наша команда решила организовать собственный исследовательский и консалтинговый бизнес. Так клуб «Платформа» трансформировался в корпоративную структуру — Центр социального проектирования «Платформа». Начался второй, корпоративный этап нашей истории. В чем мы видели свою роль, свою миссию и преимущества?

В первую очередь, мы синтезировали ряд практик, которые на рынке часто разделены между различными исполнителями: социология, коммуникации, работа с экспертным сообществом, разработка социальных программ и вовлеченность в их реализацию. Методологически это было оформлено как кейс комплексного проекта в социальной сфере, который мы в дальнейшем позиционировали как наиболее эффективную организационную модель.

Мы сделали отдельный упор на качественные исследования: глубинные и экспертные интервью, фокус-группы. Эта область нам представлялась наиболее перспективной в исследовательском направлении. И здесь надо отметить большую роль Ильи Штейнберга, одного из ведущих российских социологов, который провел для нас серию блестящих занятий. Очевидным преимуществом «Платформы» стало формирование команды полевых исследователей высокого класса, способных работать с респондентами топового уровня.

При этом мы не ограничивали себя исследовательской или коммуникационной функцией. Мы видели свою миссию не только в описании социальной реальности, но и в ее изменении. Отсюда проективность, заложенная и в названии компании. На каждом этапе своей деятельности, начиная от базового исследовательского уровня, мы стремимся рассматривать ситуацию с позиций целей, социальных ожиданий и движения к этим целям. Мы ощущаем себя внутри практического процесса и готовы принимать в нем участие.

Как формировалась команда «Платформы»? Часть сотрудников пришла из больших корпораций, где занималась коммуникациями и корпоративной социологией. Часть — из деловой журналистики, из исследовательских структур. Наконец, у нас в команде осталось работать несколько практикантов, пришедших вначале на пару месяцев — но увлекшихся нашими идеями и подходами. Важно, что люди оказались морально и физически готовы к стрессам стартапа, по крайней мере, те, кто остался в команде.

Разумеется, первый год оказался сложным. Компания «Платформа» появилась в ситуации кризиса, на падающем рынке, в период сжатия бюджетов потенциальных заказчиков. Это уж точно не то время, которое располагает к стартапам. Поэтому надо сказать большое спасибо тем людям и структурам, которые первыми предложили контрактную работу, ведь в значительной степени это был вопрос доверия и кредита. Эти первые проекты балансировали на грани рентабельности, стоимость «чека» была совсем невысока, но это не снижает их ценность в деле «закалки стали».

Мы не просто проводим исследования. Не просто реализуем проекты. Мы формируем среду.