Наверх

Государство и инновации.
Отчетный доклад об экспертном исследовании

Отчетный доклад об экспертном исследовании

«Платформа» представляет экспертный доклад об условиях и системных ограничениях инновационного роста в России, подготовленный в рамках проекта «Технологическая волна».

Список экспертов, принявших участие в подготовке доклада

По ссылке можно ознакомится с экспертными интервью, опубликованными на партнерских медиаресурсах

  • Игорь Агамирзян ведущий эксперт в области компьютерных и информационных технологий, венчурного инвестирования и инновационно-технологического предпринимательства, вице-президент НИУ ВШЭ, бывший генеральный директор и председатель правления АО «Российская венчурная компания», https://newizv.ru/article/general/02-04-2018/innovatsii-otbirat-nuzhno-lyudey-a-ne-proekty
  • Андрей Безруков директор по стратегическим проектам и коммуникациям GS Group
  • Виктор Вахштайн кандидат социологических наук, профессор, декан факультета социальных наук МВШСЭН, декан Философско- социологического факультета Института общественных наук РАНХиГС, главный редактор журнала «Социология власти»
  • Артем Генкин д.э.н., профессор, президент АНО «Центр защиты вкладчиков и инвесторов
  • Леонид Григорьев руководитель Департамента мировой экономики НИУ ВШЭ, /2018/03/29/innovacii-protiv-jemigracii-leonid-grigorev/
  • Павел Гудков заместитель генерального директора Фонда содействия развитию малых форм предприятий научно-технической сферы (фонд Бортника), http://2035.media/2018/04/09/gudkov-interview/
  • Сергей Дергач генеральный директор компании «Система-консалт», инвестиционный советник фонда Rusnano Sistema SICAR
  • Иосиф Дискин член Совета Общественной палаты РФ, http://actualcomment.ru/innovatsii-eto-ne-pro-tekhniku-a-pro-dengi-1804041317.html
  • Альберт Ефимов руководитель Центра робототехники ПАО «Сбербанк»
  • Алексей Ивановдиректор Института права и развития ВШЭ-Сколково
  • Алиса Землянская управляющий директор по развитию ОАО «Федеральный центр проектного финансирования»
  • Александр Иконников председатель Ассоциации независимых директоров, https://www.if24.ru/informatsiya-analitika-obayanie/
  • Владимир Княгинин вице-президент ЦСР, председатель правления ЦСР «Северо-Запад»
  • Андрей Комаров председатель Совета директоров группы «ЧТПЗ», http://www.forbes.ru/milliardery/pmef-2018361719-andrey-komarov-v-intervyu-forbes-potrebitel-dvizhetsya-na-dno-okeana-my
  • Евгений Кузнецов бывший руководитель РВК, амбассадор университета Сингулярности, http://2035.media/2018/03/21/kuznetsov-interview/
  • Денис Кузьмин генеральный директор Solixant, https://www.if24.ru/chubajs-sozdal-modu-na-vysokoriskovye-investitsii/
  • Александр Максютенко генеральный директор «Оптосенс»
  • Дан Медовников директор Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, http://2035.media/2018/03/29/medovnikov-interview/
  • Тимофей Нестик доктор психологических наук, зав. лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН, http://2035.media/2017/03/01/nestik-interview/
  • Василий Номоконов исполнительный директор ООО «СИБУР», http://2035.media/2018/06/13/nomokonov-interview/
  • Илья Родин ключевой акционерный партнер FPI, http://2035.media/2018/04/02/rodin-interview/
  • Инна Рыкова руководитель Центра отраслевой экономики НИФИ, /2018/04/16/glavnoe-chtoby-rynok-ros-ostalnoe-instrumenty/
  • Максим Скулачев генеральный директор «Митотех»
  • Павел Теплухин председатель Комитета по стратегии ОАО «РОСНАНО», http://tass.ru/opinions/interviews/5066021
  • Андрей Шаронов президент Московской школы управления «Сколково», http://2035.media/2018/04/25/sharonov-interview/
  • Крупный федеральный политик политик, государственный менеджер, пожелавший остаться анонимным, /2018/05/15/anonymous-br-rabota-vopreki-instinktam/

Ключевые выводы

В госструктурах и экспертных кругах растет понимание, что экономика инноваций возникает и развивается вместе со своим социальным контекстом – обществом инноваций.
Общество инноваций – комплексный целевой ориентир для инновационной стратегии. Стратегия не может ограничиться только экономикой. Необходима трансформация общества.
Решающий импульс ожидается от государства. Но субъектами процесса являются также бизнес и общественные институты.
Роль государства – стратегическая инициатива с персонализацией лидерства, правовое регулирование, институциональная поддержка, отраслевая фокусировка с определением целей, миссий, правил и KddI, бюджетное софинансирование и адекватная система контроля. От оперативного управления рыночными процессами государству рекомендуется воздержаться.
Стратегия может строиться как в логике опережения, так и в парадигме догоняющей модернизации.
Между этими подходами нет обязательного противоречия. Но необходимо определиться, где вероятны опережающие прорывы, а где придется поддерживать конкурентоспособность, в том числе за счет импорта технологий, уже апробированных в развитых странах. Условие фокусировки – осознание места страны на глобальной карте инноваций.
Слабость инноваторского сообщества в России – минимум воздействия инноваций на экономику.
Сообщество организовалось вокруг инфраструктуры институтов развития, отмечен прогресс в практиках коммерциализации проектов, которые ранее полностью отсутствовали. Но проблема инвестора остается одной из самых тяжелых. Государственные деньги «токсичны» в глазах иностранных фондов. Права интеллектуальной собственности плохо защищены.
Институты развития попали в ловушку заданных правил игры, ожидается смена их модели.
Необходимость одновременно играть по правилам бюджетного финансирования и по законам венчурных инвестиций подрывает их эффективность. Параметры новой модели: четкое установление миссии института, мандата и KddI; изменения в правовом регулировании; признание «права на ошибку»; дистанцирование государства от оперативного управления.
Частный капитал должен сменить государство
на рынке.
После 2013 года рынок венчурных инвестиций в России стагнирует. Скромный рост в 2017 году сопровождался сокращением среднего чека сделок и уменьшением числа успешных выходов. Но российские частные фонды остаются на рынке, вводя новые практики, повышающие их адаптивность и поднимающие уровень менеджмента.
Для усиления индустриального спроса на инновационные разработки предложены изменения в госрегулировании:
Перенаправить внимание регулятора с поддержки предложения на поддержку спроса, стимулировать закупки российских инновационных решений госкомпаниями, дать институтам развития инструменты для поддержки реализации продукции, включить в конкурентный оборот искусственно изъятые из него сегменты, перейти к более современным технологическим нормативам в индустрии, строительстве, ЖКХ.
Рост экономического спроса на инновации – единственное решение проблемы утечки мозгов и проектов.
Административное давление отрезало бы стартапы от новейшей информации и современных практик. Обязательные условия инновационной экономики – качественная система образования и подготовки специалистов, распространение современной культуры менеджмента («от управления активами к управлению процессами»), цифровая трансформация систем управления, сдвиги в культурном контексте.
Общество не изменится само собой, для трансформации нужны лидеры.
Требуются стратеги, лоббисты, общественные адвокаты экономики инноваций, продвигающие ценности, технологии, практики, продукты, бренды, имена.
России необходим новый общественный договор о будущем.
Понимание, куда идет страна – самая актуальная тема стратегической повестки. Общество находится накануне смены поколений во власти. Трансформация неизбежна, но легкой она не будет. Сегодня для достижения общественного согласия по вопросу об образе будущего не хватает научно-экспертного обеспечения и действующих интеллектуальных площадок.