Наверх

«Необходимо начать новый цикл инвестирования в разведку запасов»

«Для разработки трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ) нефти, газа и металлов требуются технологии, инфраструктура, деньги, участие субъектов в разработке месторождений и новый цикл инвестирования в геологоразведку». В совместном проекте «Энергии+» и Центра социального проектирования «Платформа» по поддержке экспертной дискуссии относительно перспектив нефтегазовой отрасли представляем авторскую колонку генерального директора ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» Игоря Шпурова.

Ситуация с нефтью, газом и металлами

Тема объективности запасов во многом связана с оценкой их рентабельного освоения. Например, мы сделали хороший шаг по запасам нефти – перешли на проектно-ориентированную систему управления запасами и оценку их рентабельности. Мы знаем, сколько у нас есть проектов и сколько у нас имеется запасов, которые будут вовлечены в разработку. Поэтому мы понимаем наш рынок: знаем, что проектных запасов у нас примерно на 30 лет, и четко ясно, что это за запасы, где они находятся. Сформированы стимулирующие инструменты, позволяющие осваивать ТРИЗ.

По газу ситуация не такая очевидная. В первую очередь – из-за проблем с логистикой поставок, сильной выработанности основных месторождений, определяющих ключевую инфраструктуру, в том числе моногородов, с отсутствием системы государственного стимулирования ТРИЗ по газу, с отсутствием экономически и экологически эффективных технологий разработки месторождений газа арктического шельфа.

Мы понимаем, что к 2050 г. должны повысить добычу газа минимум на 30%, но пока нет очевидных решений достижения этой цели.

Для освоения новых газовых запасов необходима серьезная программа, в первую очередь капитальные вложения в инфраструктуру:

  • газопроводы либо СПГ-терминалы;
  • транспорт (трубопроводный, железнодорожный, Северный морской путь);
  • региональную инфраструктуру вокруг месторождений;
  • обширную программу газификации Восточной Сибири и строительство ПХГ;
  • технологии освоения сланцевых и шельфовых запасов газа.

У нефти есть понятие ТРИЗ, но по газу такого понятия нет. Расширить понятие трудноизвлекаемых запасов и распространить его на запасы газа — одна из задач государственного регулирования.

По твердым полезным ископаемым необходимо делать то же самое. Но здесь ситуация осложняется тем, что пока не утверждена новая классификация запасов, которая могла бы ввести принцип проектного управления запасами и определять объем рентабельных и трудноизвлекаемых запасов всех видов полезных ископаемых.

Игорь Шпуров – генеральный директор ФБУ «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ФБУ «ГКЗ»). С 2006 по 2013 гг. – генеральный директор ФГУП «ЗапСибНИИГГ». С 2000 по 2004 гг. – генеральный директор ОАО «Нефтяная компания «Паритет»», осуществлял сервисные работы по разработке и внедрению в производство технологий повышения нефтеотдачи пластов и интенсификации притока нефти из скважин 

Новый цикл инвестирования при участии регионов

Чтобы исправить ситуацию, нужны классификация твердых запасов и их инвентаризация с учетом рентабельности. Далее необходимы программа развития инфраструктуры и поддержка со стороны субъектов — развитие производств, переработки, социального развития, системы специального образования, основанной на тех возможностях, которые определяет имеющаяся на территориях сырьевая база. Именно субъекты должны стать инициаторами этого процесса и определять развитие своих территорий от возможностей имеющейся сырьевой базы. Это один из самых очевидных путей формирования региональных точек роста. Идти важно не только от потребностей, а в первую очередь от имеющихся возможностей.

На федеральном уровне необходим новый цикл инвестирования в разведку потенциально рентабельных запасов природных ресурсов. Давно завершился инвестиционный цикл, который создал уникальную сырьевую базу в Советском Союзе. Заканчивается цикл инвестирования в технологии освоения традиционных запасов, начавшийся в 2000-е годы. Требуется новый, основанный на принципиально новых технологиях разведки и добычи, нацеленный на разведку и рентабельную разработку ТРИЗ всех видов полезных ископаемых.

Для этого необходимо видеть общую картину, которую надо составить на основе проектного управления совместно с регионами. Именно регионы должны инициировать работу по эффективному освоению месторождений: инфраструктура, создание перерабатывающих производств и потребления.

Это может быть тот драйвер развития, который запустит очень много спусковых механизмов в совершенно разных отраслях экономики. Создаст мощный мультипликативный импульс. Такие примеры в современной истории России есть, и они не единичны. Взять хотя бы Уватский кластер, когда совместными усилиями недропользователя, федеральных и региональных органов власти в кратчайшие сроки был создан новый нефтегазодобывающий район, позволивший Тюменской области совершить экономический скачок и стать одним из лидеров в России.