Наверх

Корпоративная среда как фактор конкуренции за людей

ЦСП «Платформа» при поддержке «СКАН-Интерфакс» и РАСО представляет результаты исследования корпоративной среды российского бизнеса. Актуальность исследования исходит из отсутствия системной работы по оценке корпоративных культур компаний: несмотря на распространенность и востребованность темы, в публичном поле нет достаточного количества аналитических продуктов. Исследование призвано восполнить сложившийся дефицит и дать толчок к дискуссии о корпоративной среде как о мягкой силе бизнеса.

В материале фиксируется запрос работников на различные характеристики внутренней среды, определены бренды-лидеры по качеству среды – как в представлениях работников корпоративного сектора, так и в экспертной среде, сформулированы потенциальные тренды развития.

Методы исследования:

  • Онлайн-опрос (анкетирование) работников корпоративного сектора – 1000 респондентов.
  • Экспертные интервью – 50 респондентов (HR-специалисты, консультанты по стратегии, маркетингу и бренду).
  • Глубинные интервью с представителями компаний-лидеров – 10 респондентов.

Ключевые тезисы исследования:

  • Корпоративная культура имеет свою стоимость. Большинство сотрудников (76%) готовы немного снизить доход ради более привлекательной среды, при этом 43% респондентов согласны на существенное снижение зарплаты – более 20%. Только 21% опрошенных ни при каких условиях не согласились бы на сокращение доходов. Инвестиции бизнеса в развитие корпоративной среды могут экономить средства на фонде оплаты труда.
  • Лидерами первого круга в экспертной среде считаются «Газпром нефть», «Сбер», СИБУР, «Т-Банк», «Яндекс», «X5 Group». Лидеры второго порядка – «Авито», «ВкусВилл», «Росатом», «Северсталь», OZON, Unilever. Лидеры третьего звена – Альфа-Банк, «Аскона», «Дело», «Додо Пицца», «Лаборатория Касперского», МТС, «Норникель», «Ростелеком», «Самолет», ЭФКО, VK.
  • В топ-5 компаний с прогрессивной корпоративной средой в массовом восприятии попали «Яндекс» (39%), «Сбер» (35%), «Газпром» (29%), «Т-Банк» (18%) и «Газпром нефть» (17%). В массовых оценках преобладают финтех, цифровой бизнес, нефтегазовый сектор и известные госкомпании. ▶ Среда В2В-компаний, лидеров экспертного опроса (СИБУР, «Северсталь», «Норникель») известна в регионах деятельности и набирает от 5 до 8%.
  • Согласно экспертным оценкам, компании с прогрессивной корпоративной средой имеют ряд отличий: высокая динамика изменений (компании в постоянной трансформации); стремление к экспериментам (право на ошибку внутри среды); публичность и харизматичность лидера либо образ идеальной машины (которая работает «сама по себе»); высокий уровень корпоративной лояльности («мерч» сотрудника с корпоративным брендом); внутренняя конкурентность (относительная автономность команд); склонность к более плоской структуре; высокая адаптивность и быстрая реакция на внешние вызовы; комбинация культурных ядер внутри одной компании.
  • Вероятные тренды будущего. Исследовательской командой предложены 4 тезиса, характеризующие дальнейшее развитие корпоративной среды российского бизнеса: 1) ценность диалога – развитие внутренних взаимодействий, снижение дистанции власти; 2) выход за горизонт «просто бизнеса» – влияние общественных ценностей; 3) восприятие сотрудника в качестве партнера, ключевого стейкхолдера; 4) ставка на раскрытие потенциала через эксперимент, право на риск, формирование креативных пространств.

Подробнее в материале: