Наверх

Как сформировать среду для спортсменов-любителей и стимулировать физическую активность во всех возрастах

Социологический центр ЦСП «Платформа» при поддержке Минспорта России провел исследование, посвященное тенденциям в развитии массового любительского спорта и физкультуры.

В исследовании поднимаются вопросы места физкультуры и спорта в жизни россиян, факторов, которые способствуют росту вовлеченности в спорт, мотивации любителей, ключевых барьеров для тех, кто не занимается спортом. Актуальность данных связана со смещением акцента в государственной политике на массовый любительский спорт, физическую культуру и активный досуг как составляющие качества жизни.

Параметры исследования

Население РФ 18 лет и старше:

  • фокус-группы (6 офлайн-групп по 8-10 участников, 2 онлайн-группы по 10 участников); 40 индивидуальных глубинных интервью;
  • телефонный опрос, вероятностная выборка на основе массива мобильных стационарных телефонных номеров: 1200 респондентов;

Представители (создатели, руководители, участники) инициативных спортивных сообществ:

  • индивидуальные интервью с лидерами (основателями, руководителями) спортивных сообществ: 82 интервью;
  • онлайн-опрос участников спортивных сообществ (регулярно участвующих в групповых встречах, тренировках и т.д.) на основе рассылки по базе сообществ, выборка – доступная: 1000 респондентов;

Период проведения исследования: сентябрь-ноябрь 2022.

Общие выводы

Влияет ли текущая общественная ситуация на практики спорта?

  •   Изменения в образе жизни населения носят долгосрочный характер и существенной динамики за последний год не фиксируется, развиваются заложенные ранее тренды. Пандемия COVID-19, затронувшая все аспекты повседневной жизни человека, повлияла на спорт значительно сильнее.
  •   В последние десятилетия среди всех возрастных групп в России растет вовлеченность в спорт и физкультуру. На 2022 год 31% опрошенных в возрасте 18 лет и старше занимаются от 3 раз в неделю и чаще, еще 18% — от 1 до 2 раз в неделю, 14% — раз в неделю и реже. Причины роста вовлеченности – культурные изменения, государственные программы, развитие инфраструктуры – городских объектов и пространств, клубов, секций, онлайн форматов.
  •   Ключевые тренды развития любительского спорта и физкультуры: популярность самостоятельных тренировок (74% занимающихся спортом делают это самостоятельно), уличных (40%) и домашних (48%) занятий. Это задает долгосрочный запрос на развитие фитнес-приложений, онлайн индивидуальных и групповых форматов, адаптированную городскую среду для занятий спортом.

Влияет ли кризис большого спорта на развитие любительского спорта и физкультуры?

  •   Профессиональные спортсмены, мероприятия, новостная повестка большого спорта почти не влияют на мотивацию любителей. Среди тех, кто следит за спортивными новостями, смотрит соревнования и болеет за атлетов, занимающихся спортом не больше, чем среди населения в среднем.
  •   Любителей во взрослом возрасте больше всего мотивируют истории людей их окружения или тех, кто похож по возрасту, образу жизни – людей «обычных», непрофессиональных спортсменов и не только молодых атлетов – это вселяет уверенность, что результат доступен. Большое внимание к спорту привлекает вовлечение известных не-спортсменов – их образ придает спорту доступность (так как звезда, несмотря на статус, — такой же любитель) и в то же время престиж, создает поле привлекательных ассоциаций.

В стране строится много стадионов и других спортивных объектов. Влияет ли это на рост числа любителей?

  •   Инфраструктура для спорта и активного досуга в числе ключевых факторов. Среди тех, кто живет в среде, адаптированной для спорта, часто видит других любителей, вовлеченность в тренировки выше. Развитие городской среды способствует росту вовлеченности в спорт. При этом крупные объекты (стадионы, ФОКи) влияют меньше, чем развитие сети небольших клубов шаговой доступности, оборудованных площадок, парковых зон, беговых и велодорожек.

О других факторах, влияющих на вовлеченность в спорт – в докладе: