Наверх

Как увеличить потребление рыбы в России?

Совместное исследование Центра социального проектирования «Платформа», НКО «Рыбный союз» и X5 Group

80%опрошенных россиян признают значимость регулярного потребления рыбы для здорового рациона, при этом еженедельно едят рыбу и рыбные продукты лишь 37% респондентов.

В рамках проекта «Лаборатория ритейла» Центр социального проектирования «Платформа» совместно с  Рыбным союзом России  провел исследование потребления рыбы в России. В отечественной рыбной отрасли складывается противоречивая ситуация: при общем высоком вылове рыбы страна испытывает трудности в развитии внутреннего рынка. От этого страдают все участники процесса – рыбаки, переработчики, дистрибьютеры, ритейлеры и потребители. Выстроить стабильные и взаимовыгодные отношения между ними мешают внутренняя рассогласованность и разные интересы. Выделение центра ответственности и проведение системной политики по повышению доступности рыбных продуктов для населения помогут в урегулировании сложившейся ситуации – считают эксперты.

ЦСП «Платформа» публикует результаты исследования ожиданий и запросов всех участников рынка. Основные выводы:

  • Сегодня в обществе выделяются две основные модели потребления рыбы – «советская» (45+ лет) и «современная» (наиболее типично – для молодежи 18-24 лет). Первая группа считает рыбу важным элементом здорового питания (65%опрошенных), умеет ее готовить и выбирать. Рыба для них – часть повседневного стола. Во второй группе польза рыбы для здоровья не приоритетна, рыбу реже едят дома и как самостоятельное блюдо, чаще – в составе других блюд. Рыба выглядит продуктом сложным в приготовлении, требующим навыков и времени.
  • В конкуренции среди популярных белковых продуктов за право оказаться на столе рыба занимает последнее место. Эксперты сходятся во мнении, что исторически для нашей культуры питания более характерны мясные блюда. В восприятии большинства потребителей (62%) рыба – не ключевой продукт для нашей кухни.
  • Диетологи отмечают, что благоприятное воздействие на организм, профилактика хронических заболеваний происходит при регулярном потреблении рыбы – минимум два раза в неделю. Среди респондентов рыба также высоко (80%) оценивается с точки зрения здорового питания. 94% опрошенных с детьми уверены, что рыба обязательно нужна детям для полноценного развития. Представление о пользе для здоровья при существующих ценовом и ассортиментном барьерах формирует неудовлетворенный запрос (56% опрошенных россиян считают, что они потребляют рыбу недостаточно).
  • Цена, качество и формат продукта – «три кита» снижения спроса на рыбу. У каждого участника отрасли свои проблемы: у потребителя – высокая стоимость (75% респондентов едят рыбу реже по этой причине), у ритейлеров – сложность продаж и слабая проактивность поставщиков и производителей, у переработчиков – низкие инвестиции в развитие внутреннего рынка и отсутствие четкого регулирования, у рыбаков – отсутствие современной инфраструктуры и нестабильность рубля.
  • 66% опрошенных россиян считают, что за последнее время цены на рыбу существенно выросли. Рост подтверждают и игроки отрасли, объясняя его колебаниями валютного курса.
  • Прямимо высокой стоимости рыбной продукции на ее потребление также влияет качество продукта. По мнению 74%опрошенных из самой «экспертной» группы населения (55+ лет) качество рыбной продукции на прилавках слишком низкое.
  • Стереотипные представления о рыбе – еще один сдерживающий фактор потребления. 25% респондентов считают, что замороженная рыба бесполезна для здоровья. Это означает и представление о более высокой стоимости продукта: «свежая рыба не может быть дешевой». 
  • 69% опрошенных согласны с тем, что государство должно стимулировать потребление рыбы. Специфика рыбного рынка – в его зависимости от экологической ситуации. Поэтому один из основных запросов – на заботу о водоемах.

В целом российский̆ потребитель считает ее регулярное употребление рыбной продукции значимым для своего здоровья и здоровья детей̆. Однако его отталкивают: неумение готовить рыбу, нежелание тратить на приготовление много времени, стоимость, качество и ассортимент продукции, представленной̆ в торговых сетях.

Эксперты сходятся во мнении, что для повышения потребления рыбы в России необходимо слаженное и регламентированное взаимодействие всех участников отрасли. Для этого необходимо разработать программу, включающую:

повышение осведомленности населения о пользе рыбы, критериях ее качества и потребительских свойствах недооцененных видов (например, минтая);

  • долгосрочные совместные маркетинговые и коммуникационные кампании;
  • разработку широкого ассортимента полуфабрикатных изделий, которые будут отвечать требованиям здоровой̆ продукции.

Подробнее – в докладе: