Исследование настроений бизнеса в электоральный период
Центр социального проектирования «Платформа» с 3 по 6 июня в рамках мониторинга настроений предпринимательской среды провел опрос об ожиданиях бизнеса от законодательного органа.
ЦА: Деловая среда, владельцы и топ-менеджеры, представляющие различных сегменты бизнеса. 500 респондентов. География: РФ
Ключевые выводы
У значительной части предпринимателей сформирован запрос на расширение присутствия людей с опытом ведения бизнеса в парламенте. В ожиданиях от законодательной деятельности суммарно преобладают запросы, связанные с административными барьерами, судебной системой, коррупцией. Вместе с тем, ярко выражена проблематика поддержки малого и среднего бизнеса.
Важно учитывать политический потенциал этого слоя: при относительно низком весе в общем числе избирателей, представители бизнеса могут оказать существенное влияние на электоральное поведение своих работников.
Электоральный рейтинг политических партий и мотивация их выбора среди предпринимателей принципиально не отличается от общероссийских тенденций. При доминировании среди определившихся с выбором «Единой России» (32%), КПРФ (19%) и ЛДПР (16%) аккумулируют недовольство. «Новые люди» (3%) пока не могут завоевать сильных позиций среди своего заявленного ключевого электората. При этом значительная часть группы не определилась с выбором (25%). Конкуренция за их голоса будет зависеть от того, насколько убедительно партии отразят запрос бизнеса в своей повестке.
В сентябре 2021 года пройдут выборы в Государственную Думу РФ. На ваш взгляд, на каких проблемах развития бизнеса она должна сосредоточиться в первую очередь? (% опрошенных)
Результаты комментирует генеральный директор Центра социального проектирования «Платформа» Мария Макушева:
Говоря о своих проблемах, предприниматели обычно выделяют две разноуровневые группы – фоновые, связанные со снижением доходов населения, ростом издержек, колебаниями цен; и риски-интервенции — непредсказуемость действий регулятора, столкновения с правоохранительной системой, незащищенность собственности
Анализ показывает, что бизнес более адаптивен к первой группе угроз. Сама культура предпринимательства предполагает принятие риска. К тому же значительное число современных предпринимателей получили прививку 90-х и последующих кризисов и умеют приспосабливаться к негативной рыночной конъюнктуре.
Иначе обстоит дело с интервенциями и регуляторными рисками. Они составляют неконтролируемую угрозу, являются главной причиной снижения доверия к государству. И основной запрос бизнеса направлен, как и прежде, на снижение административных барьеров, настройку регуляторах норм, повышение защищенности.
При этом традиционный посыл бизнеса: «помогать не надо, дайте работать спокойно» приобрел в пандемию иное преломление. Локдаун и вводимые ограничения стали еще одной «интервенцией», создали ситуацию неконтролируемого риска. Ситуация беспомощности стимулирует запрос на расширение мер поддержки малых и средних предприятий, которые обычно не имеют значительной подушки безопасности. В настоящее время мы видим, как позиции МСП обретают большую субъектность – за счет появления ряда неформальных лидеров данной группы (феномен Анастасии Татуловой). С учетом высокой степени лоялизма крупного бизнеса конкуренция за позиции малых предпринимателей станет основным электоральным сюжетом в бизнес-сегменте».
На сегодня сформирована широкая группа с запросом на повышение представительства бизнеса в законодательной деятельности. Однако позиция пока не разделяется большинством. Причины – в том, что Дума пока не выглядит для предпринимателей платформой для выработки значимых решений, согласования и защиты интересов, воспринимается в качестве «социального института» или менее значимого центра принятия решений, по сравнению с исполнительной властью.
Кроме того, у части предпринимателей может быть выражен страх того, что представительство бизнеса в парламенте будет использовано для продвижения частных, отраслевых интересов. Также может влиять в целом слабая субъектность сообщества предпринимателей.
На ваш взгляд, должны ли выходцы из деловой среды занимать заметное место в парламенте, напрямую участвовать в законодательной деятельности?
Бизнес и государство находятся в сложных отношениях, где есть и взаимные интересы, и принципиальные расхождения. Более широкое публичное представительство бизнеса могло бы повысить рыночную эффективность принимаемых законов и мер поддержки, и стимулировать развитие самого бизнес-сообщества, формирование его консолидированного запроса к государству.