Социальная роль ритейла
Проект ЦСП «Платформа» и Х5 Retail Group
Продуктовый ритейл находится в центре общественного внимания в кризисные периоды. Потребители и государство остро реагируют на колебания цен. А сам ритейл первым ощущает снижение платежеспособного спроса. Восприятие ритейла балансирует между пониманием его сложности, современности, высокой динамики развития и стереотипами о посреднической роли.
Центр социального проектирования «Платформа» в рамках проекта «Лаборатория ритейла» раскрывает социальный образ отрасли:
- 61% опрошенных считает торговлю сложным, меняющимся бизнесом, а не просто оптово-розничным посредником;
- 64% респондентов не испытывают ностальгии по советской модели торговли, отдавая предпочтение современной;
- главные социальные запросы к ритейлу — контроль качества продуктов (отметили 50% опрошенных), минимальные наценки на социально-значимые товары (56%), поддержку небольших местных производителей (23%), экологические программы (20%);
- 45% опрошенных слышали о социальных проектах торговых сетей. Наибольший информационный охват и вовлеченность потребителей – у программ экологической ответственности (например, сбор батареек замечали 63% опрошенных) и благотворительных акций («Корзина доброты» – 38%).
Также в докладе: о барьерах для развития социальных программ, оценке их узнаваемости, текущем запросе потребителя на изменение отрасли, экспертные комментарии.
Период проведения исследования: январь – февраль 2021 года
Используемые данные:
- Онлайн-опрос, проведенный на базе панели OMI: 1600 респондентов в возрасте 18 лет и старше, проживающих в городах с населением 100 000 человек и более. Период проведения: 20–28 января 2021 года
- 14 интервью с экспертами отрасли. Период проведения: январь 2021 года.
- Материалы экспертной дискуссии «Социальный запрос к продовольственному рынку в перспективе 2021 года», 22 декабря 2020 года. Организаторы: ЦСП «Платформа», МШУ «Сколково», Совет ТПП РФ по развитию потребительского рынка