Социальные эффекты спортивных проектов

Социальные эффекты спортивных проектов

«Платформа» совместно с Благотворительным фондом Владимира Потанина провела исследование социальных эффектов спорта. Выявлен новый сегмент российского третьего сектора (НКО) – сфера социальных спортивных проектов.

Основные выводы:

  • Спорт для россиян – это позитивные социальные эффекты, прежде всего, а не победы. В случаях, когда речь идет о занятиях спортом, результаты и достижения в глазах массовой аудитории уходят на периферию. 70% респондентов отметили, что спорт для них – это здоровье, красота, хорошее настроение; 62% – движение, удовольствие, энергия, образ жизни; 52% – достижение цели и преодоление себя.
  • В России сформировался новый сегмент третьего сектора, объединяющий спортивные проекты, ориентированные на социальные изменения. Отличительной чертой таких проектов является наличие т.н. «социальной декларации». Структура социальной декларации: сообщение (в чем состоит суть проекта и/или используемой в нем базовой технологии); цель (ради чего создается проект, мотивация основателей); целевые благополучатели (аудитория, для которой создается проект).
  • Круг позитивных социальных эффектов, достижимых через развитие спорта, достаточно широк. ТОП-7 групп эффектов: 1) улучшение здоровья, физическое преображение человека, адаптация людей с ограниченными возможностями; 2) снятие социальных барьеров, практики инклюзии; 3) заместительный образ жизни, искоренение вредных привычек, снижение преступности; 4) развитие социальных навыков; 5) создание позитивных сообществ; 6) территориальное развитие; 7) решение фундаментальных социальных проблем.
  • Выбор аудитории проекта во многом определяет и выбор достижимых социальных эффектов. В этой связи стоит обратить внимание на проекты, которые задействуют сразу несколько аудиторий. Одной из ключевых являются сообщества.
  • Большинство организаторов в определенный момент сталкиваются с феноменом «пропасти профессионализации» (часто на второй-третий год). Его суть в том, что проекты создают лидеры-новаторы, привлекающие аудиторию новаторов. Однако рост проекта, выход на массовую аудиторию требует систематизации работы и найма профессионального персонала. Наибольшие трудности лидеры проектов испытывают с организацией маркетинга и работы со СМИ, а также с административными функциями, особенно с ведением бухгалтерского учета. Особую сложность представляет регистрация и ведение дел НКО.
  • Одна из основных проблем – недостаточная социальная компетентность лидеров и участников проектов. Будучи специалистами в спорте или менеджменте, они часто имеют слабые представления об общественных процессах и инструментах работы с ними. Обучающая программа для лидеров проектов, с одной стороны, способствовала бы решению этой проблемы, с другой – помогла бы продлить жизненный цикл проектов, дать дополнительную мотивацию их лидерам.
  • Тренерский корпус не подготовлен для решения социальных задач. Тренеры воспитаны в духе соревновательности и ориентируют учеников на победы. Организатором проектов приходится создавать свои собственные программы подготовки тренеров.
  • Спорт не единственный и даже не самый эффективный инструмент для социальных целей. Однако он может рассматриваться как одно из направлений в рамках комплексного подхода к решению поставленной задачи. Некоторые эффекты достижимы как посредством реализации физкультурно-спортивных проектов, так и при помощи других видов деятельности. Спорт, в свою очередь, может сочетаться с технологиями из других социальных сфер, особенно из области культуры.
  • Формирование общего языка для всех стейкхолдеров — важная задача развития спортивного сегмента третьего сектора. «Оптика» различных игроков не совпадает. Государству данная деятельность видна не очень отчетливо – для нее не предусмотрено отдельной категории на каком-либо из уровней регулирования. Бизнес рассматривает спорт преимущественно как часть предложения ценности сотруднику или корпоративной социальной ответственности. СМИ находятся в ситуации распознавания предмета. Общественно-деловым СМИ проблематика интересна в контексте благотворительной тематики, а спортивным – как часть деятельности спортсменов. Третий сектор уделяет внимание некоторым аспектам спортивной социальной деятельности, но до недавнего времени не было инициативы, которая охватывала бы социальные спортивные практики целиком.
  • Работа с социальными спортивными проектами не может быть зоной ответственности одного субъекта. Важно равноправное вовлечение всех стейкхолдеров: бизнеса, государственной и муниципальной власти, образовательных учреждений, лидеров и участников спортивных сообществ и представителей СМИ. Третий сектор мог бы играть роль интегратора, объединять усилия стейкхолдеров. Стартовой точкой для интеграционных процессов могли бы стать специализированные программы по развитию спортивного сектора социальной сферы.

Исследование было выполнено в рамках подготовительной работы по запуску программы Фонда Потанина «Сила спорта» – нового направления, призванного раскрыть потенциал спорта как социального института.  Генеральный директор Фонда Владимира Потанина Оксана Орачева рассказала о задачах новой программы:

Одно из направлений программы будет связано с проведением исследований. Второе направление – поиск, выявление и распространение лучших практик. Мы запустим конкурс проектов, который позволит выявить более широкую палитру социальных спортивных проектов и поспособствует их развитию. Мы будем повышать осведомленность всех стейкхолдеров о том, что такое социальная составляющая спортивного проекта. Кроме исследований, круглый столов, дискуссий в рамках программы будут проводиться и более масштабные мероприятия, в частности, конференции. Мы будем выявлять и показывать инструменты, которые можно применять не только в качестве самостоятельных спортивных проектов, но и интегрировать в работу некоммерческих организаций. Мы также предложим обучающие и иные программы для организаторов проектов и тренеров. Благодаря программе мы сможем показывать российские социальные проекты на международной арене.

Параметры исследования:

  • 1-й этап: октябрь 2019 – январь 2020 года;
  • 2-й этап: апрель – август 2020 года
  • Экспертный опрос: 42 респондента
  • Фокус-группа с организаторами социальных спортивных проектов: 17 респондентов
  • Фокус-группа с лидерами спортивных сообществ: 20 респондентов
  • Телефонный опрос населения РФ: 3000 респондентов
  • Онлайн-опрос членов спортивных сообществ: 500 респондентов

Подробнее в брошюре «Сила спорта», подготовленной по итогам исследования:

content_manager
Поделиться:
Введите ключевое слово для поиска и нажмите Enter