Наверх

Экспертная сессия «Возможен ли цифровой Омск? Роль IT-сообщества, власти и бизнеса»

Цифровой Омск: возможности и опасности

В Технопарке промышленной автоматизации «Газпром нефти» 14 июня прошла экспертная дискуссия «Возможен ли цифровой Омск? Роль IT-сообщества, власти и бизнеса». Участники подняли ряд острых вопросов, адресованных власти, бизнесу и ИТ-сообществу. Консенсусная позиция: необходима общая площадка по согласованию интересов всех игроков. Организатором мероприятия выступил Центр социального проектирования «Платформа» при поддержке правительства Омской области, Фонда содействия инновациям в Омской области и Технопарка промышленной автоматизации «Газпром нефти».

Алексей Фирсов, генеральный директор Центра социального проектирования «Платформа»

Трек 1 – омские айтишники: сильные и слабые стороны?

Стартовый материал – результаты исследования ЦСП «Платформа» «Цифровой Омск: Будущее ИТ-сферы региона», проводившегося с апреля по июнь 2018 года комбинацией методов: телефонного анкетирования 200 представителей омской ИТ-сферы (менеджеры ИТ-компаний и ИТ-отделов компаний других сфер, научные сотрудники и аспиранты вузов, представители некоммерческого сектора), экспертного опроса 20 лидеров ИТ-сообщества Омска (руководители и топ-менеджеры компаний, заведующие профильных кафедр, руководители профильных общественных организаций) и фокус-группы с 10 ИТ-специалистами, выпускниками местных вузов. Основные результаты исследования:

  • Омское ИТ-сообщество делится на две группы, представители которых почти не пересекаются друг с другом: бизнес по программированию на заказ и бизнес, ориентированный на автоматизацию управления.
  • 55% представителей омской ИТ-сферы считают Омск городом с уровнем развития ИТ, как минимум, выше среднего. В большинстве своем, омские айтишники не считают оправданной конкуренцию с Новосибирском – лишь 23% назвали Омск будущей ИТ-столицей Сибири, Новосибирск выбрали 80%. Но потенциал местного ИТ-сообщества не полностью реализован – почти все опрошенные лидеры ИТ-бизнеса заявили, что их компании работали над собственным продуктом, но без прорывного результата.
  • Омское ИТ-сообщество патриотично (с российским рынком хотят работать 51% и 33% с международным рынком, российскую компанию предпочитают 75%, иностранную 23%), зависимо от двух местных вузов (ОмГТУ и ОмГУ, их выпускников предпочитают 53% и 49% работодателей соответственно), но при этом не особо высоко оценивает качество образования (57% — качество подготовки среднее и ниже среднего, 36% — высокое и скорее, высокое).
  • 55% представителей омской ИТ-сферы считают, что власть не участвует в цифровизации города, 51% считает, что спрос на ИТ-услуги со стороны предприятий низкий (35% — считают, что высокий). Лидером по работе с ИТ-сообществом среди отмеченных производственных компаний является «Газпром нефть» (21%). 38% предпочли бы компанию нефтегазовой сферы как работодателя при наличии выбора. Несмотря на признание преимущественно аутсорсинговой природы омской ИТ-экономики (62% опрошенных), омское ИТ-сообщество не видит свое будущее только в секторе оффшорного программирования. 32% считает, что оптимальная ниша для Омска – быть центром решений по цифровизации производств, логистических объектов и города, 22% — быть аналогом Бангалора, центром оффшорных разработок, 20% — аналогом Кремниевой долины, центром создания высокомаржинальных продуктов. Это создает предпосылки для синергии ИТ-секторов города с производственным и административным секторами.

Высказанные мнения:
  • Сегмент оффшорного программирования сегодня – «красный», высококонкурентный рынок. На нем преимущества России и Омска, в частности, раскрываются не полностью. Бурно растет предложение из стран Латинской Америки. Если раньше в США стояла проблема нехватки рабочих рук, то сейчас есть руки, расположенные в тех же часовых поясах. Бизнес по аутсорсингу программирования будет становиться все сложнее и сложнее. Алексей Коровянский, со-основатель и технический директор Effective.
  • Технопарк промышленной автоматизации «Газпром нефти» не позиционирует себя как просто заказчика и стремится, чтобы ИТ-компании становились партнерами. Именно в партнерстве рождаются интересные проекты, и примеры успешной кооперации у нас есть. Омские компании обладают достаточными ресурсами и компетенциями для работы в таком партнерском формате.  Владимир Клевакин, руководитель Технопарка промышленной автоматизации «Газпром нефти».
  • Интересные ИТ-продукты в регионе есть, но не хватает бизнес-компетенций. Определенным ресурсом могла бы стать региональная власть, если бы она начала продвигать омские ИТ-продукты за пределами региона. Олег Курнявка, генеральный директор ООО «Сигма цифровые технологии». 
  • Омской ИТ-среде не хватает бизнес-компетенций. Целенаправленное организованное их развитие помогало бы не только формировать продукт, но и продвигать его на внешние рынки. В качестве партнера интересен только бизнес, работающий на российский и международный рынки. Бизнес в рамках региона – не очень интересен. Анна Тарасенко, генеральный директор 7bits.
  • Необходима общая площадка для согласования интересов и их продвижения за пределами региона. Консенсусное мнение.

Трек 2 – омский промышленный бизнес: цифровой или аналоговый?

Стартовый материал – результаты исследования ЦСП «Платформа» «Цифровая промышленная компания». Инструментарий: 35 экспертных интервью, анализ открытых источников. Основные результаты исследования:

  • Ввиду модности темы, термин имеет множество публичных трактовок, как противоречивых, так и тавтологических, в стиле «цифровизация – это цифровизация». Применительно к промышленной компании цифровизацию стоит понимать как создание второй реальности, в которой существует цифровой двойник этой компании, позволяющий не только моделировать процессы, но и изменять их.
  • Процесс цифровизации бизнеса напоминает погружение в воронку водоворота, в центре которого сугубо цифровые компании, а традиционные производства – на периферии. По мере движения к центру воронки промышленная компания трансформирует все свои внутренние процессы, меняя линейную структуру управления на объемное видение, основанное на доступе к информации обо всех процессах одновременно. Отличительная черта цифровизованных компаний – использование предиктивного анализа, позволяющего за счет подключения искусственного интеллекта предсказывать развитие процессов.
  • Превратить нефть в цифровой продукт нельзя, но можно цифровизировать логистику, сбыт и производственные процессы. Пример подхода – «Газпром нефть», использующая целый спектр цифровых технологий: системы управления цепочками поставок, озеро данных на Apache Hadoop, цифровые двойники установок.
  • Цифровизация производственной компании предполагает преодоление вызовов первопроходца: нет образцов и четких целевых моделей: каждый шаг создает новые возможности; не хватает кадров, цифровизация требует от персонала внутренней трансформации; необходима единая ИТ-платформа.
Высказанные мнения:
  • Системное препятствие для включения местного ИТ-сектора в цифровизацию промышленности – включенность предприятий в вертикально-интегрированные холдинги – у менеджмента мало полномочий, решения принимаются в головных центрах. Александр Тимофеечев, президент НП «ИТ-Кластер Сибири».
  • Одной из причин слабой проницаемости местной ИТ-среды для компаний ОПК является не их включенность в вертикально-интегрированные холдинги, а риски для информационной безопасности. Александр Корнев, заместитель руководителя представительства ГК «Ростехнологии».
  • Правительство области работает над концепцией региональной цифровой экономики. Основная задача – это именно разработка образа будущего и возможностей, которые регион мог бы использовать. Подход предполагает активную цифровизацию промышленности: химического, нефтегазового, аграрного секторов. Отдельный большой рынок — цифровизация госуправления, предоставление современных госуслуг невозможно без цифровых технологий. Инна Иванова, начальник управления мониторинга социально-экономического развития Министерства экономики Омской области.

Владимир Клевакин, руководитель Технопарка промышленной автоматизации «Газпром нефти

Трек 3 – Может ли Омск стать «умным» городом?

Стартовый материал – доклад представителя Фонда содействия инновациям в Омской области, проректора ОмГАУ Виталия Алещенко «Цифровой Омск: возможности для власти и ИT-сообществ». Основные тезисы:

  • При наличии политической воли и поддержки правительства региона можно осуществить цифровизацию даже такой консервативной отрасли как сельское хозяйство.
  • У Омска большой ресурс цифровизации: цифровизировать можно практически каждую сферу, вопрос в том, с чего начать.

Александр Тимофеечев, президент НП «ИТ-Кластер Сибири»

Высказанные мнения:
  • Оптимальный образ Омска как центра разработок – не Бангалор, а американской город Остин, который привлекает ИТ-бизнесы, специализирующиеся на сложных аутсорсинговых решениях. Но чтобы закрепиться в качестве такого центра, Омск должен меняться в лучшую сторону – так, чтобы в него мог с комфортом приехать крупный заказчик и заключить контракт. Нужно повышать транспортную доступность Омска и качество городской среды.  Алексей Коровянский, со-основатель и технический директор Effective.
  • Если у жителей и властей не хватает воли для того, чтобы запустить цифровизацию города, эстафету может перенять бизнес. Важно не потерять сам город за цифровизацией – выбирая направление, с которого стоит начать, нужно увидеть стратегическую цель, понять какой город хотелось бы видеть через 10 лет. Есть понимание, что город удобен для пешеходных дистанций, велосипедных. Сама среда есть, но она в каждом из компонентов не дотягивает: река есть, но грязная, зелень не поддерживается, паттерны общественного транспорта и такси совпадают – не удовлетворяется элементарный запрос.  Ефим Фрейдин, архитектор бюро «РИМ».
  • В такой ситуации первичным сектором цифровизации омского городского хозяйства должен стать транспорт. Несколько участников.