
Стратегическое развитие малых поселений: проблемы и решения
В 2017 году в контексте разработки социально-экономических стратегий страны (ЦСР, Минэкономразвития) обострилась дискуссия о будущем малых поселений. Обозначилась стратегическая развилка, предполагающая три базовых сценария:
- «агломерирование» — предполагает естественное отмирание «неэффективных» малых поселений, не включенных в агломерации;
- «спасательная операция» — поддержка всех малых поселений (даже не обладающих потенциалом выживания);
- «третий путь» — разработка стратегии, различающей жизнеспособные и нежизнеспособные малые поселения, выявление факторов роста, создание карты территорий, обладающих потенциалом развития и карту поселений приоритетной поддержки.
При этом в публичном пространстве скорее звучать крайние позиции: либо всех бросить, либо всех спасти.
Что такое «малая территория»? Есть ли у нее потенциал роста, конкурентные преимущества, ресурс для выживания? Возможно ли разработать оптимальную стратегию для развития малых поселений, и что нужно для этого сделать?
Ответы в актуальном исследовании Экспертного совета по малым территориям «Стратегическое развитие малых поселений: проблемы и решения».
Исследование методом экспертных интервью проводилось с ноября 2017 по январь 2018 г. Участие в нем приняли экономисты, урбанисты, демографы, социологи, маркетологи, специалисты по административному и территориальному управлению и управлению культурой.
Стратегическое развитие малых поселений: проблемы и решения
Экспертный совет по малым территориям был создан в ноябре 2017 года. Ключевые задачи: трансфер технологий, способствующих развитию и сохранению малых территорий, продвижение их интересов в публичной сфере и в органах региональной и федеральной власти. Работу Экспертного совета поддержали:
- Министерство экономического развития РФ
- Общественная палата РФ
- Федеральное агентство по туризму
- Торгово-промышленная палата РФ
- Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко
- РАНХиГС
- РАСО
- Рыбаков Фонд
- Цент социального проектирования «Платформа»
- МВШСЭН
- Сколково
- Институт «Стрелка»
- НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
- ВЦИОМ
- ЦИРКОН
- Институт территориального брендинга и маркетинга
- Институт научно-общественной экспертизы