Наверх

КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ –
новый метод управления

Исследования практик корпоративного управления в России, как правило, фокусируются на опыте крупных публичных компаний. В целом это понятно: здесь заметней масштаб изменений, плюс таким исследованиям проще привлечь внимание внешней среды. Средний бизнес, не говоря уже о малых компаниях, представляется пока что в концепции единоличного управления, отстающим в плане внедрения лучших практик и образцов.

Работа, которую проделали авторы данного обзора, нацелена на разрушение стереотипов. Управленческие процессы в среднем бизнесе сложней и разнообразней. В нем сегодня создаются советы директоров с независимыми директорами, делегируются полномочия от собственников к наемному менеджменту, формируются современные инструменты мониторинга и надзора за бизнесом.

На старте работ нами был выдвинут ряд гипотез, которые либо нашли свое подтверждение, либо были скорректированы.

  • В частности, мы предположили, что многие компании, созданные владельцами в диапазоне 10–20 лет назад, вышли на некое «плато» в своем развитии. В этой точке они могут еще удерживать определенную долю рынка, но для дальнейшего развития им требуется серьезный апгрейд, прежде всего, системы управления.
  • Мы также исходили из предположения, что целый ряд макропроцессов – возрастание общей неопределенности, турбулентность рынков, скорость технологического прогресса и смена потребительских стереотипов – будут мотивировать владельцев к поиску управленческих инструментов, которые позволяют им лучше ориентироваться в бизнес-среде.

Сложность нашей работы состояла в том, что появление практик корпоративного управления в непубличном бизнесе – процесс, который пока только набирает скорость. Мы видим скорее единичные случаи, чем массовое явление. Эффективность первых историй еще не кажется вполне доказанной просто в силу недостаточности времени для полноценных исследований. Поэтому мы использовали в своей работе примеры из зарубежного опыта и привели позиции признанных экспертов рынка, чтобы вывести эту дискуссию на уровень тренда.

Надо также сказать о формате работы. Нам показалось, что на данном этапе главное — посмотреть на проблему глазами участников процесса: собственников компаний, а также независимых директоров и экспертов в области человеческого капитала. Надеемся, что такой подход позволит читателям лучше почувствовать внутреннюю логику и настроения носителей реального опыта.

Материалы исследования:


Коллегиальность – новый метод управления