Отношение жителей ближнего зарубежья к последней волне эмиграции из России

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗИЦИЙ РУССКОЯЗЫЧНЫХ АУДИТОРИЙ

Компания онлайн-исследований «ОнИн» (Онлайн Интервьюер) и Центр социального проектирования «Платформа» представляют исследование, посвященное отношению русскоговорящих жителей стран ближнего зарубежья к последней волне миграции россиян (после объявления о начале СВО в феврале 2022 г.).

Актуальность исследования вызвана масштабом эмиграции из России, ставшей значительным социальным явлением на постсоветском пространстве и позволяющей оценить отношение близкой зарубежной аудитории к России в целом. 

Дисклеймер: в отчете отображены данные и выводы по русскоговорящим жителям ближнего зарубежья. Экстраполировать данные и выводы на всех жителей некорректно, так как знание языка может влиять на восприятие.

Дата проведения: май-июнь 2023 года.

Параметры исследования

  • Методом панельного онлайн-опроса было опрошено 1350 респондентов стран ближнего старше 18 лет;
  • Условием анкетирования являлось владение респондентом русским языком;
  • При интерпретации результатов были использованы дополнительные внешние источники.

Ключевые цифры и выводы

  • Облако ассоциаций, связанных у жителей ближнего зарубежья с понятием «русский», носит в большей мере позитивный характер. Чаще других положительные ассоциации называли жители Беларуси, Узбекистана и Казахстана. 
  • В географическом разрезе выделяется два наиболее интересных противоположных кейса – Армения и Грузия. Армения видит больше пользу от прибывающих из России, а представители Грузии чаще настроены более критично в своих ожиданиях от данной аудитории. 
  • Казахстан придерживается нейтральной позиции – приток мигрантов не окажет значительное влияние на изменения в стране (51%).
  • В целом жители исследуемых стран склонны считать, что мигранты или принесут пользу (39%), или никак не повлияют на жизнь (40%). Негативных последствий ожидают лишь 10% опрошенных. 
  • Въезжающие более открыты, чем принимающие: российские мигранты склонны видеть духовную близость и общие ценности с жителями принимающих стран (68%), в то время как жители исследуемых стран более скептичны (о близости и общих ценностях сказали 40%). Социальная дистанция (готовность дружить, работать) воспринимается в этом же ключе.
  • Исторический опыт позволяет разным поколениям жителей стран ближнего зарубежья разделять единство ценностей с российскими мигрантами последней волны. Наиболее дружелюбно к людям другой культуры настроена молодежь (24% для 18-24 лет).

Подробнее в материале: