Алексей Новиков – о рисках переноса кампуса СПбГУ в пригородную зону

Центр социального проектирования «Платформа» совместно с экспертной группой «Городские горизонты» провела презентацию доклада о рисках, ограничениях и перспективах переноса кампуса СПбГУ в пригородную зону и открывает серию колонок экспертов на основе состоявшейся дискуссии. Алексей Новиков, известный урбанист, кандидат географических наук, в прошлом – декан Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, сегодня – президент компании «Habidatum», которая специализируется на больших данных в территориальном развитии и планировании, рассказал о тенденциях в пространственном развитии университетов, а также о новых возможностях их территориальной интеграции.

Тенденции в пространственном развитии университетов

Постановка вопроса о переезде СПбГУ из города в пригород удивительна, поскольку то, что мы видим за последние пять лет, – это совершенно обратная тенденция, особенно в Америке, где кампусная система когда-то была очень сильно развита. Сейчас она испытывает колоссальный кризис. Например, Корнельский университет, который был расположен в сельской части штата Нью-Йорк, построил свой Cornell Tech в центре Нью-Йорка, на острове Рузвельта. Это огромный и очень популярный хаб. Университеты двигаются в сторону города, и это видно даже по нашим заказам: Университет Делавэра и Университет Ратгерса, развивавшиеся в логике кампуса, заказывают нам переосмысление своего мастер-плана.

Успешны ли проекты научных городков и кампусов советского времени?

Система расселения в кампусах не справляется со своей задачей, как с ней не справились советские научные городки, которые оказались на грани фиаско: и Дубна, и Протвино, и Пущино и так далее. Они строились как города-кампусы, но спустя некоторое время у ученых появились дети, не ставшие заниматься тем, чем занимаются их родители. Когда наукограды стали реальной социальной тканью, вся энергия начала утекать обратно в города, и они остались на отшибе. В этом смысле советский опыт кампусного строительства очень показателен и заслуживает специального изучения.

Проблема «играющего тренера»

Показательна и история со «Сколково», которое состоялось только как девелоперский проект: профессора вынуждены тратить время на дорогу и приезжать по вечерам, чтобы преподавать студентам. Это неудобно. Модель того же Нью-Йоркского университета устроена по-другому. Он полностью разбросан по городу, но имеет свою транспортную систему, а в качестве лекторов выступают действующие профессионалы: так, курс по транспорту читает глава Управления транспорта Нью-Йорка (Metropolitan Transportation Authority), который приходит после работы. В ситуации, когда университет находится в пригороде, становится непонятно, как выстраивать образовательный процесс.

Чувствительность дисциплин к организации пространства

Разные направления науки по-разному относятся к кампусу. Когда в ВШЭ обсуждали возможности развития кампуса в пригородных районах, то проблема сводилась к тому, что гуманитарные дисциплины требуют чисто городской социализации. Тем более, сейчас наблюдается тенденция на смычку университетов и музеев: музеи становятся частью университета. И с точки зрения профессионального состава, и с точки зрения обучения самих студентов – это очень выгодная и интересная история. Аналогичным образом дело обстоит с больницами, которые тоже становятся частью университета. Таким образом, интеграция университетов в культурную, городскую и социальную жизнь – это гораздо важнее с точки зрения экономики университета и качества образования, чем его вывод за черту города. Если мы говорим о СПбГУ, то проблемы с отоплением ни в коем случае не должны уравновешивать те потери, которые понесет город в результате переезда университета.

Новые возможности интеграции

В какой-то момент Университет Сан-Диего посадил физиков, компьютерных графиков и археологов в разные углы одного помещения. В результате появилось две междисциплинарных лаборатории, которые инвесторы выкупили за гигантские деньги, потому что на стыке дисциплин родились интересные вещи. Но это другая дистанция – в пределах одной комнаты.  Она не эквивалентна переходу из одного здания в другое, кампус тут – не решение. Сейчас любая дистанция легко преодолевается с помощью удаленной связи, что внутри кампуса, что между двумя полушариями, но социализация в городских кафе, театрах, музеях в тысячу раз важнее, чем общение в узком кругу где-то рядом на лужайке удаленного кампуса. Именно поэтому эти «лужайки» – кампусы – находятся в кризисе.

Конечно, вопросы развития инфраструктуры в городе зачастую трудны, но возможен и поиск удачных решений. Когда мы работали с коллегами, обсуждался интересный проект по обмену общежитиями между вузами. Каждый вуз строил свои общежития там, где это было возможно, а оптимальное положение общежитий по отношению к местам занятия, естественно меняется от одного вуза к другому. Сама программа, которую тогда создавал Я.И. Кузьминов, состояла в создании системы обмена фондом общежитий так, чтобы они находились в пятнадцатиминутной доступности от учебных корпусов.

С полными результатами исследования можно ознакомиться в докладе: