ЦСП «Платформа» спросило подростков, что они думают об уроке «Разговоры о важном»

Анализ серии интервью с подростками, проведенных в рамках программы по изучению картины мира поколений «Зет» и «Альфа», а также экспертных позиций.

«Разговоры о важном» – дополнительный урок для учеников 1-11 классов общеобразовательных школ и учреждений профобразования. В программе появился в 2022 году. На уроке рассматриваются самые разные вопросы: от налоговой грамотности, внешнеполитических отношений до темы семьи и поиска себя.

Мы провели тестовое исследование среди школьников от 12 до 17 лет (30 глубинных интервью), чтобы узнать, насколько им интересны материалы этого урока и что, на их взгляд, требуется скорректировать. Данная выборка относительно невелика, однако она позволяет зафиксировать круг возможных проблем для дальнейшего изучения.

Исследование показало, что нет единого понимания того, что такое то «ВАЖНОЕ», о котором надо говорить. Под «важным» Минпросвещения РФ понимает одно, учителя – другое, у школьников также свое представление. Наибольший скепсис вызывают темы, связанные с политикой, это подтверждается и количественным опросом, проведенным ЦСП «Платформа».

Вторая базовая проблема – вопреки названию предмета, разговоры о важном, по сути, разговором не являются: это в большей мере позиции преподавателей, а не реальная дискуссия, в которой высказываются различные мнения. Критику вызывает несоответствие некоторых тематик и приглашенных лекторов возрасту учеников, а также повторяемость сюжетов от года к году.

Способы обсуждения, удобные для взрослых и для детей, в этих случаях не стыкуются: это разговор разных миров при отсутствии переводчика. Из-за этого восприятие самих учащихся колеблется: от поддержки предмета в тех случаях, когда преподавателю удается найти нужную тональность, до скептицизма.

Но почти все опрошенные считают, что «Разговоры о важном» могут стать по-настоящему полезным уроком, если скорректировать темы, формат и наладить диалог с подростками.

Решениями проблемы могли бы стать:

  •  мониторинг восприятия различных тем и способов их подачи, более дозированное обсуждение политического контента;
  • переосмысление понятия «патриотическое воспитание» (оно может формироваться менее лобовыми способами подачи);
  • восприятие школьников не в качестве пассивной среды («реципиентов»), а как активной аудитории, способной формировать свой запрос к предмету;
  • специальная подготовка преподавателей и поиск экспериментальных форматов урока, которые выведут его из одновекторной модели: «Учитель говорит – ученики впитывают».

ЗОНА КРИТИКИ

«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»: НЕИНТЕРЕСНЫЕ ТЕМЫ, ПРОПАГАНДА И ДОПНАГРУЗКА

Участники опроса озвучили те моменты, из-за которых урок не стал популярным среди учеников. Среди них – неинтересные и неактуальные темы, пропаганда и агитация, проблемы с подачей материала и то, что информация повторяется каждый год.

ВЫБИРАЮТСЯ СКУЧНЫЕ И НЕИНТЕРЕСНЫЕ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ ТЕМЫ

Школьникам неинтересны, скучны, а часто и непонятны темы о выборах и политике. По их мнению, время урока можно было бы потратить на более полезные для подростков темы.

«Эти уроки были бы более ценные, если бы в них меньше времени тратилось на рассказы о выборах и политике. Есть масса более важных и актуальных вопросов, о которых стоило бы рассказать» (Платон, 13 лет)
«Там не затрагивают по-настоящему важные темы, на которые мы, подростки, хотели бы поговорить и высказать свое мнение по поводу этих ВАЖНЫХ тем. Нам рассказывают о политической ситуации в мире: например, про конфликт России с Украиной и что происходит в эти моменты в самой России, а детям и подросткам это неинтересно (Михаил, 12 лет)
«Я сомневаюсь, что стоит брать темы про политику, например, потому что, как я думаю, многим ученикам это не очень понятно» (Петр, 13 лет)
«Когда темой является что-либо, несущее в себе больше патриотического смысла, нежели практического, она начинает всячески иронизироваться не вовлечённой в занятие публикой и восприниматься «в штыки» (Ульяна, 14 лет)
«Если не политизировать некоторые темы, то уроки были бы значительно лучше» (Мария, 17 лет)

Школьники регулярно сообщают, что программа «Разговоров о важном» часто не учитывает реальные потребности подростков. Поэтому настоящего разговора не получается и не получится, если не найти консенсус в темах и подаче информации.

«Большинство тем и так очевидны для меня и моих сверстников, поэтому чаще всего данный урок – обсуждение понятных всем вопросов, на которое обязывают тратить время» (Надя, 17 лет)

Школьникам не всегда понятны цели урока. Им трудно сориентироваться, когда отсутствует четкая структура и неочевидно, для чего им эти знания.

«В уроке обсуждаются различные темы, но иногда они могут быть слишком абстрактными или не относятся к повседневной жизни, что уменьшает их практическую ценность. Что мне не понравилось в уроке – это недостаток структурированности и практической пользы. Это, на мой взгляд, можно улучшить» (Ярослав, 16 лет)

НЕИНТЕРЕСНАЯ ПОДАЧА МАТЕРИАЛА И ОТСУТСТВИЕ ЭНТУЗИАЗМА У УЧИТЕЛЕЙ

Дети открыты к диалогу и готовы воспринимать информацию, если учителя относятся к уроку не как «к обязаловке», а показывают свою увлеченность предметом или темой, вовлекают школьников в диалог. Учащиеся отмечают и доверие, как необходимый элемент для восприятия информации.

«По моему мнению важность «Разговоров о важном» определяется в зависимости от степени близости учителя и учеников, ведь вряд ли с людьми, которым ты не очень доверяешь получиться разговор действительно о важном… Не все учителя стремятся проявлять инициативу, чтобы узнать мнение учеников, некоторые просто выполняют нормы программы, что не добавляет доверия и открытости со стороны подростков» (София, 15 лет)

Для подростков важна форма подачи материала и авторитет того, кто пытается их научить «важному».

«Все проблемы по поводу «Разговоров о важном» в том, что там все рассказывают на одном тоне и на одном и том же каменном лице. Мне кажется, что подросткам и детям неинтересно слушать о безопасности, о праздниках. Тем более, когда им это говорит человек, которому за сорок лет и который родился совсем в другом мире» (Михаил, 12 лет)
«В итоге «Разговоры о важном», не задевая реально «важное», превращаются в ряде случаев в форму монолога, отработки методички, что вызывает у школьников циничную и веселую реакцию» (Арина, 13 лет)
«Учителю дают напечатанный текст, который он просто читает, а весь диалог со школьниками заключается в их ответах на очевидные, иногда риторические вопросы по типу: «Как вы считаете, важна ли семья в жизни человека?». Учитель никак не может поддерживать диалог исходя из ответов учащихся, урок проходит по заранее написанному и выданному учителю текст» (Надя, 17 лет)

К тому же учителя, отрабатывая «повинность», рассказывают поверхностно, даже если тема детям интересна и важна.

«Чаще всего упрощают те или иные темы, например, заявлена тема блокады Ленинграда, а на самом уроке рассказывают только поверхностно, и это не очень хорошо» (Михаил, 12 лет)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА НА ДЕТЕЙ

По мнению участников опроса, введение в расписание нового урока уменьшило количество свободного времени, но не добавило содержательного наполнения школьной программе.

«Для многих разговоры о важном не являются чем-то интересным и познавательным, напротив, скорее раздражает то, что приходится проводить в школе на час больше и тратить время на пустой урок»
(Мария, 17 лет)

У школьников и так мало времени на дополнительные занятия, спорт или хобби, а с «Разговорами о важном» количество этого времени принудительно сократилось на 1 час.

«Было бы хорошо, если бы появление нового предмета не влияло на количество свободного времени. Но это, к сожалению, невозможно» (Платон, 13 лет)

При перегруженной программе новый урок чаще всего ставят до начала основных уроков, что не добавляет «Разговорам о важном» популярности, так как приходится раньше вставать и приходить в школу.

«Основная критика, что начало этого урока в гос.школах в 8:40 или еще раньше. Программа часто и так перегружена, а тут еще и их добавляют на самое ранее время. Эта самая такая беспокоящая беда и причина непопулярности» (Степан, 17 лет)

НАВЯЗЫВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ И ВЗГЛЯДОВ

Большинство участников опроса считают, что им навязывают определенные политические взгляды или точку зрения без достаточного обоснования (действует логика: это так, потому что так). Это создает ощущение давления, которое вызывает естественный для подростковой среды протест.

Подростки уверены, что о политике надо рассказывать объективно, позволяя слушателям самостоятельно анализировать, делать выводы и формировать свою позицию. В противном случае это вызывает ожидаемый протест со стороны учащихся.

«Что касается политики, то это уже личное дело каждого. В школе не должны навязывать одну точку зрения, дети должны сами анализировать ситуацию и делать собственные выводы, не под давлением. Лично у меня, когда кто-то пытается навязать определенное мнение, вызывает лишь протест и желание делать по-своему» (Мария, 17 лет)

«Никому – и уж тем более свободолюбивым подросткам – не понравится идея «перепрограммирования» своих мыслей и «прививания» взглядов на «правильный» лад» (Ульяна, 14 лет)

СПИКЕРЫ: СООТВЕТСТВИЕ ЦЕННОСТЯМ, ДОВЕРИЕ И ПОДАЧА ИНФОРМАЦИИ

Для школьников важно, чтобы человек, который учит их жить, был авторитетом для них и не имел сомнительных фактов в своей биографии, не совпадающих с теми ценностями, что он декларирует.

«Есть вопросы к приглашенным спикерам. Так, например, Егор Крид вел урок о кибербезопасности. Он рассказывал о скаме и как на него не попасться, но при этом он сам рекламировал онлайн-казино»
(Мария, 17 лет)

КАЖДЫЙ ГОД ОДНО И ТО ЖЕ

Еще одна проблема, которую озвучили школьники, – это одинаковая информация для всех возрастов и классов, которую приходится слушать из года в год. Особенно это касается информации о памятных датах и праздниках.

«Блокада Ленинграда – это очень важно, но я не готов внимательно слушать озвучиваемую каждый год информацию и не хочу каждый год повторять заученные фразы. Давайте в следующий раз обсудим, как зарождается фашизм и оболваниваются нации» (Степан, 17 лет)

Учащиеся отмечают, что материалы не адаптированы к разным возрастам, не учитывают разное понимание темы у детей младших и старших классов.

«Мы уже привыкли к определенному порядку школы и просто ржем с интервью главы налоговой Егорова, которое он дает девочке 10 лет, где объясняет, как круто платить налоги. Это интервью, как и почти все материалы, даже не рассчитаны на наш возраст. Нет разговора на равных» (Степан, 17 лет)

«Такое ощущение, что программа урока составлена не для 11, а максимум для 7 класса. Для улучшения можно как минимум провести исследование о том, какие темы беспокоят и интересуют детей в разном возрасте, и на их основе составлять перечень тем уроков» (Надя, 17 лет)

ЗОНА ПОДДЕРЖКИ

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ: РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА И ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДОХНУТЬ

Школьники выделяют и положительные моменты «Разговоров о важном», считая, что они помогают ученикам разобраться в устройстве общества и в себе, узнать новое, прививают правильные ценности и взгляды. Рассказывают то, что не рассказывают родители.

«Цель урока совершенно положительная и нужная – помочь ученикам воспитать в себе правильные качества и привить правильные взгляды на жизнь и общество» (Платон, 13 лет).

«Мне очень нравится данный урок. Он способствует пониманию различных точек зрения, уважению к мнению других людей и формированию собственных ценностей. Темы позволяют учащимся осознавать важные аспекты общественной жизни, окружающей среды и личной ответственности»
(Лина, 17 лет).

«Большинству моих одноклассников «Разговоры о важном» по душе, так как некоторые темы и правда очень интересные. Мне тоже это нравится, иногда узнаешь новое, даже если знал об этой теме» (Петр, 13 лет).

«Понимание и уважение своей истории, культуры, политической системы, патриотизма, культурного и религиозного многообразия, образования, науки и экологии помогают людям стать активными и ответственными гражданами своей страны, сделать свой вклад в развитие общества и обеспечить светлое будущее для всех» (Арина, 17 лет).

«На «Разговорах о важном» затрагиваются значимые для детей темы. Дети узнают то, что не дают на уроках, и будут складывать правильную картинку из происходящих событий в стране на данный момент. Если не разговаривать на волнующие темы, это может привести деструктивному поведению» (Ярослава, 17 лет).

Учащиеся отмечают также, что «Разговоры о важном» – это не только про патриотизм, но и про формирование культурного кода, который воспитывает любовь к своей стране.

«Разговоры о важном» – это не только про патриотизм, это про формирование культурного кода, про разностороннее развитие, про любовь ко всему родному» (Леонид, 16 лет).

По мнению школьников, им полезно узнавать о федеральных проектах для подростков или о площадках для самореализации.

«Урок позволяет школьникам получить информацию об имеющихся федеральных проектах, направленных на их личностное развитие. Школьники узнают о площадках, где могут самореализовываться» (Надя, 17 лет).

«Каждый урок мне интересно смотреть, что новое и интересное появляется в стране, мне нравится узнавать про науку, фестивали молодежи и будущее России. Из-за «Разговоров о важном» я узнала, что есть «Движение первых», и записалась туда» (Эля, 13 лет).

Кроме того, участникам опроса нравится интерактивность занятий (или попытки интерактива), возможность подискутировать, практика публичных выступлений.

«Я научился выступать публично, аргументировать свою точку зрения и слушать мнения других. Сильной стороной урока «Разговоры о важном» является то, что он помогает развивать критическое мышление и умение анализировать информацию. Формат урока часто заключается в диалоге, что способствует активной дискуссии и обмену мнениями» (Максим, 17 лет).

Также дети ценят урок за возможность просто сидеть, слушать и получать дополнительные оценки.

«Разговоры о важном» не кажутся такими непопулярными, потому что это возможность получить халявную оценку и какой-никакой интерактив. По минимуму политических вопросов, по максимуму воды» (Степан, 17 лет).

«Урок подходит для первого дня недели, так как просто сидишь и слушаешь, думаю, это основная причина, почему урок нравится моим сверстникам» (Петр, 13 лет).

«Мой любимый урок, на котором можно просто послушать и отдыхать» (Арина, 13 лет).

ОЖИДАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Несмотря на некоторый скептицизм со стороны школьников по поводу «Разговоров о важном», у них есть запрос на получение информации, которая им интересна, а также им требуется диалог и дискуссия.

ПРИКЛАДНЫЕ ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ НУЖНЫ СЕЙЧАС ИЛИ ПОТРЕБУЮТСЯ В БУДУЩЕМ

Подросткам хотелось бы получать во время «Разговоров о важном» действительно полезную информацию. Например, о выборе будущей профессии или о налогах, о технологиях и психологии. То, о чем им не рассказывают родители.

«Мне кажется, что полезно узнать о таких вещах, как выбор будущей профессии, как найти работу, как выплачивать налоги и т.д. Ведь о подобных вещах не всегда родители рассказывают, а о них важно знать. Мне было бы интересней посещать такие уроки, если бы темы были более для меня актуальны и в перспективе полезные. Например, о новых технологиях, криптовалюте, психологии и т.д.» (Мария, 17 лет)

Также со стороны подростков есть запрос на разговоры об отношениях, личной жизни, на сексуальное просвещение.

Помимо карьерного трека, важна и тема сексуального просвещения. Депутаты часто говорят о курсах семьи, это все можно объединить. Почему бы образованию не пытаться нам рассказать про разные аспекты отношений. Личная жизнь очень важна» (Степан, 17 лет)

Подросткам важно, чтобы обсуждались их проблемы, а не то, что им навязывают «сверху».

«Проблемы детей, что у них на душе, обсуждение нашего поколения, вот что было бы важно. Понимание старшего поколение подростков, чего хотим мы, вот чего не хватает для обсуждения на данных уроках. А нас кодируют прописанной информацией» (Арина, 13 лет)

При этом учащиеся не против получать информацию о правилах безопасности или о здоровом образе жизни. Эти темы им тоже интересны.

«Им бы интересно было послушать про, например, вред телефонов и компьютеров или о необходимости гулять на свежем воздухе, а не играть, скрючившись, в телефон или в компьютер» (Михаил, 12 лет)

Школьники хотят во время урока получать полезную информацию от тех людей, которым есть что рассказать, у которых есть интересующий их опыт.

«Если тема урока пожарная безопасность, то надо пригласить на урок представителя какой-нибудь пожарной части, если на тему преступности, то пригласите полицейского. Можно приглашать представителей профессий, которыми подростки хотят стать в будущем. Или разрешать детям самим рассказать своим одноклассникам о планах на будущее, как он относится к этому уроку, кем он хочет стать, когда вырастет, чем занимаются его родители, родственники» (Михаил, 12 лет)

Подросткам интересны встречи с представителями разных компаний. По мнению учащихся, это поможет им с жизненными ориентирами и с выбором профессии.

«Массовой школе давно пора выходить из своего кокона, не приучивать к боту ненужной инфы, а пытаться показать жизненные ориентиры. У нас в России много крутых компаний, много крутых проектов. Каждый разговор о важном может быть днем общения с каким-то вузом, проектом, компанией и так далее. Можно выезды делать. Круто будет, когда покажут, что есть разные люди, разные профессии. Наше профессиональное будущее – самое важное» (Степан, 17 лет)

У подростков есть запрос на самые разные темы, и это совсем не патриотизм или праздники. Их интересуют будущая учеба в вузе, работа, правовые и экономические знания.

«Для старшей школы можно было бы заменить темы патриотизма, личностных качеств, значения праздников и т.д. (представление об этих темах и так имеют люди в возрасте 16-18 лет, у человека уже сформировано мировоззрение) на способы борьбы со стрессом, возможности стажировок, информацию о вузах и востребованных специальностях, заполнение документов и общее повышение правовой культуры, студенческие акселераторы и получение финансирования на свои идеи и инициативы, лучшие работодатели России, тайм-менеджмент, составление резюме и т.д.» (Надя, 17 лет)

Ребятам хочется получить больше практических знаний на основе реальных кейсов, а не абстрактных рассуждений.

«Учебный материал по данному уроку может быть дополнен практическими кейсами, групповыми проектами и реальными сценариями, чтобы ученики могли применить знания на практике и развить навыки решения проблем» (Лина, 17 лет)

ДИСКУССИЯ И ДИАЛОГ

Школьники подчеркивают, что им важно, когда они сами могут рассказывать о своем опыте, спорить и дискутировать. Им неинтересен монолог, а требуется диалог на равных – как друг с другом, так и со спикерами.

«Мне кажется, что если будет урок на тему вред телефонов, компьютеров и других гаджетов, то не надо звать никого, пусть дети выскажут свое мнение по поводу этой проблемы» (Михаил, 12 лет)

«Можно было бы давать школьникам возможность предлагать свои темы, вопросы, который их интересуют, и также вставлять их в дискуссию» (Арина, 13 лет)

Кроме того, по мнению участников исследования, не хватает интерактивности и работы в малых группах, чтобы у всех была возможность высказаться.

«Учебный материал по данному уроку можно обогатить практическими упражнениями, ролевыми играми и работой в малых группах. Это поможет сделать урок более интерактивным и практичным» (Ярослав, 16 лет).

Ребята считают, что было бы эффективнее, если бы о важном с ними разговаривал кто-то близкий к ним по возрасту. Им важно, чтобы спикер понимал их и был с ними «на одной волне».

«Часто можно услышать от подростков, что они хотели бы видеть на «Разговорах о важном» людей, которые близки им по возрасту. Ведь таким образом они лучше идут на контакт, выстраивают коммуникацию, и предмет становится интересным, живым» (Мириам, 15 лет)

«Если бы их проводили учителя возрастом до 25 лет, было бы гораздо интереснее, было бы больше понимания между ребенком и человеком, который проводит урок» (Арина, 13 лет)

«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» – ПО ЖЕЛАНИЮ

Как отметили участники опроса, обязательность и давление снижают популярность урока. Если бы посещение этих уроков было по желанию, то и отношение школьников к ним было бы совсем другим. Но для этого придется поработать над интересом к темам.


«Мне кажется, что, если бы на разговоры о важном можно было бы ходить по желанию, в них бы было больше пользы» (Арина, 13 лет)
«Можно сделать урок на добровольной основе (заодно таким способом можно будет проверить его актуальность для учащихся разных классов)» (Надя, 17 лет)
«На «Разговорах о важном» затрагиваются важные для детей темы. Дети узнают то, что не дают на уроках, и будут складывать правильную картинку из происходящих ситуаций в стране на данный момент. Если не разговаривать на волнующие темы, это может привести деструктивному поведению» (Ярослава, 17 лет)

Учащиеся отмечают также, что «Разговоры о важном» – это не только про патриотизм, но и про формирование культурного кода, который воспитывает любовь к своей стране.

«Я уверен в том, что такие уроки, как «Разговоры о важном», однозначно нужны! Они помогают воспитать любовь к своей стране и, что очень важно, повысить значимость родной культуры у подрастающего поколения. «Разговоры о важном» — это не только про патриотизм, это про формирование культурного кода, про разностороннее развитие, про любовь ко всему родному» (Леонид, 16 лет)

По мнению школьников, им полезно узнавать о федеральных проектах для подростков или о площадках для самореализации.

«Урок позволяет школьникам получить информацию о имеющихся федеральных проектах, направленных на их личностное развитие. Школьники узнают о площадках, где могут самореализовываться» (Надя, 17 лет)

«Каждый урок мне интересно смотреть, что новое и интересное появляется в стране, мне всегда нравится узнавать, про науку, фестивали молодежи и будущее России. Из-за «Разговоров о важном» я узнала, что есть «Движение первых» и записалась туда» (Эля, 13 лет)

Кроме того, участникам опроса нравится интерактивность занятий (или попытки интерактива), возможность подискутировать, попрактиковать публичные выступления.

«Я научился выступать публично, аргументировать свою точку зрения и слушать мнения других. Сильной стороной урока «Разговор о важном» является то, что он помогает развивать критическое мышление и умение анализировать информацию. Формат урока часто заключается в диалоге, что способствует активной дискуссии и обмену мнениями» (Максим, 17 лет)

Также дети ценят урок за возможность просто сидеть, слушать и получать дополнительные оценки.

«Разговоры о важном» не кажутся такими не популярными, потому что это возможность получить халявную оценку и какой-никакой интерактив, по минимуму политических вопросов, по максимуму воды» (Степан, 17 лет)

«Урок подходит для первого дня недели, так как просто сидишь и слушаешь, думаю, это важнейшая причина, почему урок нравится моим сверстникам» (Петр, 13 лет)

«Мой любимый урок, на котором можно просто послушать и отдыхать» (Арина, 13 лет)

ТРАНСФОРМАЦИЯ: ОТВЕТЫ НА ВОЛНУЮЩИЕ ВОПРОСЫ И ДИАЛОГ НА РАВНЫХ

«Разговоры о важном» могут стать по-настоящему важным для школьников уроком, если прислушаться к тому, что хотят учащиеся, и найти точку равновесия между их желаниями и целями программы.

  • У учащихся есть запрос на прикладную полезную информацию. Иначе они считают этот час «бесполезно потраченным временем». Требуется снизить количество лекций на общегражданские тематики и увеличить количество действительно нужных знаний, которые понадобятся сейчас или в будущем.
  • Тщательнее проводить отбор приглашенных спикеров, чтобы их биография соответствовала тем ценностям и знаниям, которые они несут.
  • Приглашать спикеров-специалистов по разным темам, которые могут заинтересовать детей и ответить на все их вопросы.
  • Школьники должны иметь возможность дискутировать, обсуждать, спорить, высказывать свое мнение. Интерактивные занятия, работа в малых группах, ролевые игры по актуальным для них сценариям позволили бы придать уроку больше ценности в глазах учащихся.
  • Материалы (и, возможно, темы) должны быть адаптированы для разных возрастов и для разных классов.
«Только дав подросткам не перспективу сочинения про русские березки, а ответы на волнующие вопросы и диалог на равных, выход за пределы типичного школьного образования, «Разговоры о важном» смогут стать чем-то реально важным, прорывным, популярным, полезным и интересным» (Степан, 17 лет)