Идентичность русскоговорящих жителей стран ближнего зарубежья

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗИЦИЙ РУССКОЯЗЫЧНЫХ АУДИТОРИЙ

Центр социального проектирования «Платформа» и исследовательская компания «ОнИн» (Онлайн Интервьюер) представляют исследование, посвященное идентичности русскоговорящих жителей стран ближнего зарубежья.

Актуальность исследования вызвана масштабом эмиграции из России, ставшей значительным социальным явлением на постсоветском пространстве и позволяющей оценить отношение близкой зарубежной аудитории к России в целом. 

Дисклеймер: в отчете отображены данные и выводы по русскоговорящим жителям ближнего зарубежья. Экстраполировать данные и выводы на всех жителей некорректно, так как знание языка может влиять на восприятие.

Дата проведения: май-июнь 2023 года.

Параметры исследования

  • Онлайн-опрос –1350 респондентов стран ближнего старше 18 лет;
  • Условием анкетирования являлось владение респондентом русским языком;
  • При интерпретации результатов были использованы дополнительные внешние источники.

Ключевые цифры и выводы

  • Топ-3 стран по доле, считающих себя русскими среди русскоговорящих — Казахстан (38%), Узбекистан (26%) и Молдова (24%); 
  • Национальную идентичность русскоязычные определяют через наличие корней (51%), знание культуры и истории (38%), следование традициям (38%), владение языком (35%), готовность разделить судьбу страны (34%), постоянное проживание в ней (27%), вовлеченность в местное общество (23%), исповедание религии (10%), наличие собственности (8%);
  • Для 64% русскоговорящих жителей стран ближнего зарубежья предметом гордости является народ страны проживания. Для 58% – уникальные природные объекты. Для 53% – богатая история. Еще 35% респондентов гордятся достижениями в области культуры и искусства. 26% – открытостью к культурным взаимодействиям.

Подробная информация представлена в инфографиках: