Как мы оцениваем города своей страны

Оставаться или уезжать?

Компания онлайн-исследований «ОнИн» (Онлайн Интервьюер) и Центр социального проектирования «Платформа» представляют вторую часть исследования, посвященного восприятию среды российских городов и представлениям россиян о городском комфорте.

Параметры исследования

  • Онлайн-опрос населения РФ на панели – 1600 человек старше 18 лет. Выборка квотирована по социально-демографическим параметрам, типу населенного пункта и федеральным округам.
  • Период проведения исследования: март-апрель 2023.

Ключевые цифры и выводы

  • Потенциал внутренней миграции в России на данный момент довольно высок: 51% опрошенных готовы рассмотреть возможность переезда при условии незначительного улучшения материальных условий (45% не готовы, 4% – затруднились ответить). 
  • Молодежь более мобильна. После отметки в 40–43 года доля людей, настроенных на переезд, заметно снижается – сильнее начинает проявляться влияние удерживающих факторов. 
  • Рейтинг привязанности к своим территориям может выглядеть следующим образом: 

    1. Западная Россия (ЦФО и СЗФО) и Кавказ наименее настроены на отъезд с территорий проживания (51–58% готовы остаться); 
    2. Юг, Поволжье, Урал и Сибирь – в средней зоне: высока доля тех, кто хочет уехать, но и тех, кто настроен остаться (38-44% готовы оставаться);
    3. Дальний Восток наиболее мобилен (лишь 30% не заинтересованы в переезде). 

  • Жители Санкт-Петербурга выражают более сильную привязанность к своему городу (65% предпочтут остаться), чем москвичи (55%) или жители других городов-миллионников (47%).
  • Оценка комфорта городской среды формируется, в первую очередь, на основании состояния транспортной (41%) и социальной (40%) инфраструктуры, экологической обстановки (40%), карьерных возможностей (39%). Замыкает топ-5 критериев внешний облик города (34%). Это стоит учитывать при работе над повышением привлекательности средних и малых городов. 
  • Население российских городов неоднородно. Выделяется несколько сегментов: «оседлые консерваторы» (43%), «локальные прогрессоры» (21%), «мобильные пассионарии» (21%) и «мобильные обыватели» (15%). Можно предположить, что наибольшим потенциалом в трансформации городской среды обладают «локальные прогрессоры», ориентированные на перемены и обновление, при этом сильно привязанные к своей территории. 
  • Значительную роль в привязанности к территории играют горизонтальные связи между людьми, развитые местные сообщества. Большинство россиян (80%) нуждаются в чувстве сопричастности с другими жителями своего города, внимании окружающих, солидарности с ними: 35% замечают это в своих городах и 45% отмечают дефицит этого фактора.

Подробнее в материале: