Алексей Фирсов – о тестировании технологии фудшеринга в России для НЕЗЫГАРЬ

В России ежегодно пропадает (утилизируется, выбрасывается на помойки) более 17 млн тонн продовольствия. Речь идет об уже произведенной продукции, в эту цифру не включены потери агропроизводителей на промежуточных этапах. Масштаб этой цифры впечатлил бы и в более спокойное время, но в ситуации жестких вызовов проходить мимо этого ресурса было был совсем легкомысленным. Необходимы инструменты, которые направят хотя бы часть этого объема на поддержку малообеспеченных групп.

В социологическом исследовании и дальнейшем анализе, проведенном ЦСП «Платформа» совместно с X5 Group, ESG Альянсом и Центром стратегических разработок (ЦСР), анализируется структура запроса общества по отношению к социальным программам бизнеса. На первом месте здесь традиционно находится здравоохранение, на втором – продуктовая помощь малоимущим (к числу приоритетов это направление относят 31% респондентов). Актуальность в этой сфере будет возрастать: 78% опрошенных отметили рост затрат на продовольствие в структуре своего дохода, что является одним из базовых индикаторов снижения социального уровня.

Государство и бизнес ищут инструменты, которые позволят улучшить продовольственную безопасность за счет возможности направлять малоимущим соплом торговых сетей продукты с истекающим сроком годности, которые сегодня идут на утилизацию. Этот процесс, получивший название фудшеринга, является типичным в ряде стран, но в России проходит период робкого тестирования. Потенциал здесь огромен, социальная поддержка также не вызывает сомнений: 90% опрошенных считают, что продукты с истекающим сроком годности нужно использовать. Уничтожение продовольствия является не только экономическим, но и этическим вопросом; «выбрасывать хлеб грешно».

Считать фудшеринг благотворительностью было бы неправильно: бизнес не столько жертвует, сколько меняет потоки. Но его можно рассматривать в качестве направления социального партнерства, при котором сети передают продукты, НКО осуществляют передачу непосредственным потребителям, власть оказывает инфраструктурную и коммуникационную поддержку. При этом остается ряд барьеров инерционного типа, которые надо решить максимально оперативно, преодолевая вязкость бюрократических процедур. 

Регуляторная сложность связана с особенностью российской фискальной системы – необходимостью платить НДС за предоставляемые безвозмездно продукты. В этих условиях утилизация становится более рентабельной. Парадоксально, что все участники процесса, включая регуляторов, признают нелогичность такого положения вещей, но инерционность системы оказывается сильнее рациональности.

Если рассматривать всю цепочку фудшеринга, проблема налогов не является единственной. Например, потребуется гораздо больше волонтеров, которые будут адресно доставлять продукты. Нужно менять стереотипы потребителей относительно понятия «истекающим сроком годности» – часть населения полагает, что здесь речь идет о снижении качества. Важна скорость доставки для портящихся продуктов, а значит, поддержка, транспортных компаний. Нужна специальная сертификация НКО, которая позволит избежать мошенничества.

Было бы оптимально подключить программу к сервису «Госуслуги» для фиксации получателей. Наконец, важно, чтобы в программу включились не только крупные сети, но все участники рынка.

Но при всем объеме задач фудшеринг может стать одной из программ национальной консолидации вокруг задачи помощи населению. Таких программ нужно гораздо больше. Их комбинация позволит удержать ситуацию от сползания в область повышенных социальных рисков.

НЕЗЫГАРЬ