Основатель «Платформы» Алексей Фирсов для «Независимой газеты» — о предчувствии экономического кризиса

Правительство РФ отказалось от запланированного на среду размещения облигаций федерального займа (ОФЗ) из-за «высокой волатильности». За вторник основной российский индекс обвалился почти на 7% и вернулся к уровню годичной давности. Примечательно, что эти негативные новости словно бы предчувствовали российские граждане, которые не участвуют в размещении ОФЗ и не торгуют на бирже отечественными акциями. Доля граждан, которые ожидают экономического кризиса в ближайшее время, достигла исторических максимумов. Эксперты «НГ» поясняют такие настроения усталостью от экономического негатива – стагнации доходов, постоянного роста цен и девальвации национальной валюты.

Доля россиян, считающих, что в 2022 году возможен экономический кризис, находится на максимуме за все время наблюдений, и с 2020 года она выросла на 14 процентных пунктов (п.п.), следует из опроса Левада-Центра (внесен Минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).

Тех, кто твердо уверен в скором начале кризиса (ответили «определенно да» на соответствующий вопрос), в конце декабря оказалось 19%. Еще 44% на вопрос о кризисе ответили «скорее да». Таким образом, о приближении кризиса думают около 63% граждан РФ. Это худший результат за всю историю наблюдений. Он сопоставим с настроениями, связанными с украинским кризисом 2014 года. Если с 2006 по 2014 год твердо уверенных в начале кризиса было от 2 до 6%, то в 2015-м наблюдался максимум – 20%. Общая доля ожидавших кризиса в экономике РФ до 2014 года была на уровне 30–40%, в 2015 году она достигла 62%. Около 69% респондентов ждут, что в 2022-м произойдут громкие коррупционные скандалы и отставки министров. Еще 47% участников опроса считают, что в России возможны массовые волнения и протесты.

«Мы привыкли, что экономические спады в России почти всегда сопровождаются несколькими обязательными атрибутами. Первый – это падение цен на нефть, второй – рост курса доллара, третий – высокая инфляция и четвертый – обострение отношений с Западом», – сказал «НГ» эксперт информационно-аналитического центра компании Hamilton Антон Гринштейн. «Сейчас мы видим сразу три предкризисных атрибута: курс доллара в последние месяцы поднялся на 8–9%, инфляция держится на максимальном за 6 лет уровне в 8,4%, Россия сама идет на обострение отношений с Западом. Для полноты кризисной картины не хватает только падения цен на нефть (во вторник она достигла семилетних максимумов. – «НГ»). Но и того, что уже есть, достаточно, чтобы у граждан, переживших несколько экономических спадов, ощущение приближения кризиса начало быстро нарастать, несмотря ни на какие макроэкономические данные о высоком росте ВВП в 4,4–4,5% и реляции о рекордных золотовалютных резервах», – говорит эксперт.

Во вторник появилось несколько новостей, которые подтвердили опасения негативных экономических перемен. Минфин РФ решил не проводить 19 января аукционы по размещению ОФЗ, мотивировав такое решение возросшей волатильностью на финансовых рынках и стремлением содействовать стабилизации ситуации. Дело в том, что индекс Мосбиржи упал во вторник ниже отметки 3400 пунктов. Облигации России с начала года стали худшими для инвесторов в мире, написал накануне Bloomberg. Индекс РТС упал во вторник ниже 1400 пунктов. Российский рынок акций обвалился максимально с начала пандемии, то есть он сейчас в относительном выражении дешевле, чем после коронавирусного коллапса в марте 2020 года. Удешевление акций в первую очередь связывают с геополитической напряженностью.

«18 января мы наблюдали на Московской бирже очередной «черный» вторник, — считает аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Калачев. — Респектабельный поначалу risk-off превратился в разнузданный panic-sell на фоне сообщений о вывозе из Киева семей российских дипломатов. При этом заявление российского МИД, что посольство РФ в Украине работает в штатном режиме, вряд ли можно считать полноценным опровержением. Как видно, зарубежные инвесторы, каковых в российских бумагах немало, предпочли выйти из весьма доходных, но ставших очень рискованными акций».

Рост градуса геополитического противостояния, похоже, не может отвлечь россиян от внутренних экономических проблем. В Москве цены на автозаправках растут 17 недель подряд, хотя в последние три недели темп роста снизился. В среднем по РФ шаг недельного (с 6 по 13 января) повышения стоимости бензина составил 4–6 коп., дизельного топлива – 2 коп.

9-4-3-650.JPG

Ответы на вопрос «Возможен ли в будущем году в России экономический кризис?». Источник: Левада-Центр (внесен в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента)

Россияне продолжают залезать в рекордные долги из-за падения уровня жизни. По данным Объединенного кредитного бюро (ОБК), в декабре 2021 года россияне оформили рекордное количество кредитных карт – 2,1 млн. В бюро отметили, что рекорды фиксируются четвертый месяц подряд. Связывают это с очевидной причиной – по данным исследования SuperJob, сейчас 44% россиян вынуждены отказывать себе буквально во всем из-за падения доходов и повышения цен.

«За последний год практически не было сигналов позитивного уровня. Зато нарастает усталость от пандемии, инфляция на бытовом уровне явно опережает официальную статистику, и к этому добавляется мощный внешний фактор – малопонятная ситуация с Украиной и риск новых санкций, – комментирует основатель Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов. – В такой ситуации обыватель ничего хорошего не ждет. Иными словами, ожидание кризиса – это замещение пустоты в области позитивных сценариев. И более того, кризис может восприниматься как разрыв унылой цепи неопределенности, переход к новому этапу».

«Не стоит преувеличивать устойчивость российской экономики, – говорит Гринштейн. – Да, правительство России смогло удержаться от соблазна наращивания госдолга до среднемировых значений, сейчас он держится в пределах 20% от ВВП, смогло удержаться от наращивания госрасходов и совместно с ЦБ накопить существенные золотовалютные резервы (ЗВР) в 630 млрд долл. Однако в России так и не появилось главного – альтернативных экспортно-сырьевому сектору точек экономического роста. Это значит, что в случае структурного кризиса с сохранением низких цен на нефть и газ в течение двух лет и более половина российских ЗВР будет потрачена очень быстро, а федеральному бюджету и российским регионам придется резко наращивать задолженность. В результате чего «сверхпрочная» в условиях высоких цен на энергоресурсы экономическая конструкция России без альтернативных источников доходов федерального бюджета может очень быстро стать хрупкой и сверхнеустойчивой».

«Мы видим, что любые решения, обсуждаемые властью по этой теме, воспринимаются достаточно негативно. Политики как никогда находятся под серьезным давлением общественного недовольства и критики, и эта реакция может обостряться», – считает научный руководитель сети клиник иммунореабилитации и превентивной медицины Grand Clinic Ольга Шуппо.

Граждане и бизнес находятся в состоянии неопределенности, говорит председатель совета директоров группы Finbridge Леонид Корнилов. «Отсутствие финансовой подушки безопасности, недоступность заемных средств, возможные ограничения из-за распространения «омикрона» — любой непредвиденный фактор способен поставить многих предпринимателей на грань разорения и банкротства. Банки отклоняют более половины заявок МСП, сроки ожидания решения по кредиту достигают в среднем 90 дней. Спрос малого и среднего бизнеса научились удовлетворять МФО, инвестиционные платформы, финтех компании, но для сохранения малого бизнеса в РФ и кадров в этом сегменте остро требуется государственная поддержка, причем распространиться на этот раз она должна на все компании, входящие в реестр МСП», — говорит эксперт.

Анатолий Комраков

Фото: Reuters

Читать на сайте: Независимая газета