История

Об истории создания и концептуальной идее «Платформы» рассказывает основатель компании Алексей Фирсов

«Платформа» в своей истории прошла от этапа интеллектуального клуба до становления исследовательско-проектной структуры с широкой линейкой компетенций и направлений.

Как форма консолидации экспертного сообщества структура возникла в 2013 году; тогда, работая в инвестиционной группе «Волга» (управляет активами Геннадия Тимченко), я предложил создать интеллектуальный клуб, который позволил бы профессионалам гуманитарных областей обмениваться знаниями в неформальной обстановке. Площадкой для клуба в тот период стала студия фотохудожника Михаила Королева и его партнера Андрея Кулагина в арт-комплексе «Винзавод».

Примерно раз в месяц мы собирались в большом сумеречном зале, увешанном работами художников, и слушали блестящих спикеров, вели дискуссии, которые могли завершаться уже ночью. Идея этих встреч состояла в том, чтобы взаимодействовать на стыке смежных направлений: коммуникаций, социологии, дизайна, урбанистики, истории, политического анализа и других, расширяя горизонт опыта и находя решения на этих стыках. У нас выступали профессора вузов, руководители социологических служб, представители крупнейших бизнес-структур, посланцы из КНР, британские эксперты, специалисты по соцсетям и так далее.

По своему живому, свободному духу такие встречи резко контрастировали с формализованными, шаблонными конференциями, скорее, напоминали атмосферу свободных дискуссий начала 20 века — и за счет этого быстро набирали популярность. Это был ранний, романтичный период становления, когда мы еще не думали о корпоративном проекте. Как раз тогда сформировался методологичеcкий подход будущей компании: ставка на максимальное вовлечение экспертного сообщества в свою деятельность, комплексность аналитических приемов, открытость и диалог, понимание, что новые решения рождаются на границах областей знаний. Этот период создал бренд «Платформы», вначале как название клуба.

В начале 2015 года наша команда решила организовать собственный исследовательский и консалтинговый бизнес. Так клуб трансформировался в корпоративную структуру — Центр социального проектирования «Платформа». Начался второй, корпоративный этап нашей истории. В чем мы видели свою роль, свою миссию и преимущества?

В первую очередь, мы синтезировали ряд практик, которые на рынке часто разделены между различными исполнителями: социология, коммуникации, работа с экспертным сообществом, разработка социальных программ и вовлеченность в их реализацию. Методологически это было оформлено как кейс комплексного проекта в социальной сфере. Изначально мы закладывали в свои проекты трехтактную модель: исследования – разработка на их основе возможных программ и сценариев – участие в реализации.  Мы видели свою миссию не только в описании социальной реальности, но и в ее изменении. Отсюда проективность, заложенная и в названии компании. На каждом этапе своей деятельности, начиная от базового исследовательского уровня, мы стремимся рассматривать ситуацию с позиций целей, социальных ожиданий и движения к этим целям.

Не пренебрегая, разумеется, количественными замерами, мы сделали отдельный упор на качественные исследования: глубинные и экспертные интервью, фокус-группы. Эта область нам представлялась наиболее перспективной в исследовательском направлении. Очевидным преимуществом «Платформы» стало формирование команды полевых исследователей высокого класса, способных работать с респондентами топового уровня.

Как формировалась команда «Платформы»? Часть сотрудников пришла из больших корпораций, где занималась коммуникациями и корпоративной социологией. Часть — из исследовательских структур. Наконец, у нас в команде осталось работать несколько практикантов, пришедших вначале на пару месяцев — но увлекшихся нашими идеями и подходами. Важно, что люди оказались морально и физически готовы к стрессам стартапа, по крайней мере, те, кто остался в команде.

Разумеется, первый год оказался сложным. Компания «Платформа» появилась в ситуации кризиса, на падающем рынке, в период сжатия бюджетов потенциальных заказчиков. Это уж точно не то время, которое располагает к стартапам. Поэтому надо сказать большое спасибо тем людям и структурам, которые первыми предложили контрактную работу, ведь в значительной степени это был вопрос доверия и кредита. Эти первые проекты балансировали на грани рентабельности, стоимость «чека» была совсем невысока, но это не снижает их ценность в процессе «закалки стали».

По мере роста в «Платформе» сформировались отдельные специализации и появились специалисты, которые отвечают за работу по направлениям – исследования, консалтинг, а также тематические разделения – бизнес, территориальное развитие, социальные программы.

Серьезным элементом нашей стратегии стало развитие партнерств с другими экспертными центрами. Так появились долгосрочные совестные проекты со ВЦИОМом, МШУ «Сколково», ЦСР и другими структурами. В целом принцип открытости различным альянсам, совместным инициативам стал одной из наших ключевых норм.  

В 2020 году мною, как основателем бизнеса, было принято решение разделить операционное управление и функцию стратегического развития. Генеральным директором компании стала Мария Макушева, пришедшая к нам из ВЦИОМа.  Я остался в компании как руководитель консалтингового направления и в качестве ее учредителя.

Оценивая прошедший этап, я с некоторой ностальгией отмечаю завершение периода стартапа, переход к первой фазе зрелости. При этом есть уверенность, что мы создали одну из лучших исследовательско-консалтинговых структур страны, с очень хорошей динамикой развития и широкой перспективой.