«Культ натурального»
ЦСП «Платформа» публикует очередной доклад в рамках проекта «Лаборатория ритейла». Выпуск посвящен «зеленой» маркировке и особенностям восприятия потребителем ниши продуктов здорового питания. Материал подготовлен при поддержке X5 Retail Group.
Актуальность исследования обусловлена увеличением интереса населения к качеству питания: 49% опрошенных интересуются темой здорового питания. Пандемия усилила эту тенденцию: за последние полгода каждый четвертый (25%) стал уделать больше внимания своему рациону. Для половины респондентов главное правило здорового питания заключается в употреблении натуральных продуктов – без консервантов, добавок, «химии». 2/3 готовы платить за такие продукты более высокую цену.
ПАРАМЕТРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Период проведения: октябрь-ноябрь 2020 г.
Используемые данные:
- Онлайн-опрос на базе панели OMI: 1600 респондентов в возрасте 18 лет и старше, проживающие в городах с населением 100 тыс. человек и более. Период проведения: 16-21 октября 2020 года.
- Глубинные интервью с потребителями – 30 человек разного пола, возраста, проживающие в разных регионах, типах населенных пунктов и придерживающихся разных стратегий питания. Период проведения: 20 октября – 1 ноября 2020 года.
Результаты опроса показали:
- 50% опрошенных считают, что одно из важнейших правил здорового питания – употребление натуральных продуктов.
- Главный мотив тех, кто старается покупать натуральное – опасения перед искусственными добавками (63% покупают эко-продукты из-за мнения, что они не нанесут вреда здоровью).
- 92% опрошенных хотели бы, чтобы натуральные продукты помечались специальным знаком, который контролируется государством. При этом использующиеся сегодня для маркировки понятия («эко», «био», «органик») не всегда различимы для потребителя (38% опрошенных не видит между ними существенной разницы, четверть – затрудняется ответить).
- 84% признаются, что могут сомневаться в достоверности информации на упаковках продуктов. 31% не доверяет информации о продуктах (состав, пищевая ценность, содержание тех или иных компонентов) на этикетках.
- 62% опрошенных готовы платить за натуральные продукты более высокую цену. Справедливая разница в цене для большинства из них не превышает 10-20%.
Основные выводы:
- Рост внимания к натуральности и экологичности задает новую линию конкуренции для производителей̆ и ритейла – через присутствие в ассортименте продукции, отвечающей̆ новым запросам потребителя.
- Для нового типа потребителя будет возрастать значение доступности информации и открытости производителя и продавца.
- При этом рост разнообразия рынка может вызывать растерянность – значительная часть потребителей̆ сегодня плохо ориентируется в новых для себя понятиях и маркировках.
- Одной из общих задач рынка является систематизация сферы маркировки и повышение осведомленности потребителя.
- Повышение доверия к качеству продукции под маркировкой и контролю соответствия знакам – важный вызов для всех участников рынка. Специфическая задача ритейла – обеспечение корректного первичного отбора товаров.