«Культ натурального»

ЦСП «Платформа» публикует очередной доклад в рамках проекта «Лаборатория ритейла». Выпуск посвящен «зеленой» маркировке и особенностям восприятия потребителем ниши продуктов здорового питания. Материал подготовлен при поддержке X5 Retail Group.

Актуальность исследования обусловлена увеличением интереса населения к качеству питания: 49% опрошенных интересуются темой здорового питания. Пандемия усилила эту тенденцию: за последние полгода каждый четвертый (25%) стал уделать больше внимания своему рациону. Для половины респондентов главное правило здорового питания заключается в употреблении натуральных продуктов – без консервантов, добавок, «химии». 2/3 готовы платить за такие продукты более высокую цену.

ПАРАМЕТРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Период проведения: октябрь-ноябрь 2020 г.

Используемые данные:

  • Онлайн-опрос на базе панели OMI: 1600 респондентов в возрасте 18 лет и старше, проживающие в городах с населением 100 тыс. человек и более. Период проведения: 16-21 октября 2020 года.
  • Глубинные интервью с потребителями – 30 человек разного пола, возраста, проживающие в разных регионах, типах населенных пунктов и придерживающихся разных стратегий питания. Период проведения: 20 октября – 1 ноября 2020 года.

Результаты опроса показали:

  • 50% опрошенных считают, что одно из важнейших правил здорового питания – употребление натуральных продуктов.
  • Главный мотив тех, кто старается покупать натуральное – опасения перед искусственными добавками (63% покупают эко-продукты из-за мнения, что они не нанесут вреда здоровью).
  • 92% опрошенных хотели бы, чтобы натуральные продукты помечались специальным знаком, который контролируется государством. При этом использующиеся сегодня для маркировки понятия («эко», «био», «органик») не всегда различимы для потребителя (38% опрошенных не видит между ними существенной разницы, четверть – затрудняется ответить).
  • 84% признаются, что могут сомневаться в достоверности информации на упаковках продуктов. 31% не доверяет информации о продуктах (состав, пищевая ценность, содержание тех или иных компонентов) на этикетках.
  • 62% опрошенных готовы платить за натуральные продукты более высокую цену. Справедливая разница в цене для большинства из них не превышает 10-20%.

Основные выводы:

  • Рост внимания к натуральности и экологичности задает новую линию конкуренции для производителей̆ и ритейла – через присутствие в ассортименте продукции, отвечающей̆ новым запросам потребителя.
  • Для нового типа потребителя будет возрастать значение доступности информации и открытости производителя и продавца.
  • При этом рост разнообразия рынка может вызывать растерянность – значительная часть потребителей̆ сегодня плохо ориентируется в новых для себя понятиях и маркировках.
  • Одной из общих задач рынка является систематизация сферы маркировки и повышение осведомленности потребителя.
  • Повышение доверия к качеству продукции под маркировкой и контролю соответствия знакам – важный вызов для всех участников рынка. Специфическая задача ритейла – обеспечение корректного первичного отбора товаров.

Подробнее в докладе «Запрос на натуральное»: