Опрос: каждый пятый россиянин воспринимает современное искусство как способ отвлечься

МОСКВА, 1 октября. /ТАСС/. Около 22% россиян относятся к современному искусству как к способу отвлечься, 30% воспринимают его как источник позитивных переживаний. Таковы результаты исследования Центра социального проектирования «Платформа», который проводил свою работу в партнерстве с Art Life.

«В обществе наиболее распространено утилитарное отношение к искусству как способу отвлечься (22%) и как к источнику позитивных переживаний (30%). При этом особенности функционирования арт-среды — с одной стороны, и ее освещения в медиа — с другой, создают у современного искусства образ сложного, иногда шокирующего и агрессивного явления. Это отталкивает аудиторию, ищущую в искусстве способ отвлечься от повседневного ритма жизни», — следует из результатов опроса.

По итогам экспертных интервью авторы исследования выявили, что одна из проблем популяризации современного искусства — сведение его к музейной экспозиции. «При этом чаще всего столкновение с искусством происходит не в музее, а в городском пространстве (55% опрошенных). Даже не проявляя самостоятельного интереса к искусству, человек интересуется разными областями культуры (кино — 54%, музыка — 50% и т.д.). 55% опрошенных покупали за последние пару лет декоративные элементы для дома. Через эти области современное искусство может входить в жизнь», — говорится в материалах исследования.

Исследователи видят два направления работы по популяризации искусства. Первое — проникновение искусства в повседневную жизнь, второе — расширение опыта, представлений о вариативности современного искусства, различных стилистиках, в том числе отвечающих и на потребность аудитории в «дружелюбном» искусстве.

Найти с искусством общий язык

Условием популяризации современного искусства авторы исследования называют создание устойчивых и разнообразных форм его монетизации. Это в том числе произведение в доступных для массового покупателя формах, произведения искусства в общественных местах за счет муниципальных и корпоративных заказов, сетевая монетизация.

Важную роль в популяризации играют арт-пространства — центр современного искусства «Винзавод», музей «Гараж» и другие. Респонденты говорят, что им было бы интересно попробовать разные форматы знакомства с искусством. Например, 37% опрошенных хотели бы побывать на выставке в присутствии эксперта, который бы рассказал им о проекте легким, доступным языком. Около 35% респондентов интересуется экскурсиями визитом в мастерскую художника, 24% хотели бы поучаствовать в мастер-классе.

Но проблема в том, говорится в исследовании, что аудитория поклонников современного искусства в значительной степени воспроизводится. И одна из важнейших задач — расширить аудиторию и включить в нее тех, кто пока не нашел с искусством общего языка.

В исследовании, данные которого имеются в распоряжении ТАСС, были использованы данные онлайн-опроса OMI 1 тыс. респондентов старше 18 лет, проживающих в городах Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург (август 2020 года). Проведены 15 экспертных интервью и публичная дискуссия с представителями современной культуры. Ранее были опубликованы итоги первой части исследования о проблеме стереотипов, окружающих современное искусство. Вторая часть посвящена возможностям по популяризации искусства среди широкой аудитории.

Оригинал статьи: https://tass.ru/kultura/9602983