«Инвестиционный климат в России глазами российского бизнеса»
Результаты исследования Центра социального проектирования «Платформа»
Цель исследования:
- проанализировать восприятие предпринимателями условий для ведения бизнеса, рисков и установок относительно развития их дела.
Параметры исследования:
- опрос предпринимателей, проведенный ВЦИОМ (500 респондентов, владельцы, топ-менеджеры в различных сегментах бизнеса (малый, средний, крупный);
- 35 полуформализованных интервью ЦСП «Платформа» с представителями бизнеса и экспертной среды (малый, средний и крупный бизнес, иностранные инвесторы, социологи, экономисты, бизнес-ученые).
Основные выводы:
- российский бизнес в среднем оценивает ситуацию достаточно критично. Среди опрошенных 71% считает условия для ведения бизнеса в России неблагоприятными.
- в оценке факторов влияния на бизнес-климат, на первый план выходят два блока:
- Экономический, связанный с покупательной способность, налогообложением.
- Институциональный, связанный с защитой предпринимателя от злоупотреблений должностных лиц.
- по мере ухудшения ситуации с доходами населения, спросом, а также с внешним давлением, санкциями, растет чувствительность и запрос бизнеса к институциональному фактору, поддающемуся регулированию.
- только 15% опрошенных считают, что государство принимает активные меры, направленные на поддержку и развитие бизнеса. Бизнес не считает государственные органы врагом, но и не видит в нем заинтересованного партнера.
- бизнес видит шаги государства навстречу – снижение административных барьеров, борьбу с коррупцией. При этом предприниматели отмечают нарастание тревожности и неопределенности. Причина – событийный ряд последних лет, связанный с делами против бизнесменов.
- ожидания бизнеса – умеренно пессимистические. Негативный настрой более характерен для малого бизнес. Выбираемые бизнес-стратегии:
- сдерживание развитие из-за возможного роста давления на собственников привлекательных активов;
- сужение горизонта планирования, тяготение к тактическим реакциям;
- выжидательность и консервативность инвестиционных стратегий.
- несмотря на риски и трудности, большинство не готово оставить бизнес: 78% предпринимателей в ближайшие 3 года нацелены на поступательное развитие с ориентацией на отдачу в краткосрочной перспективе, поддержание бизнеса на достигнутом уровне.
Подробнее – в докладе «Инвестиционный климат в России глазами российского бизнеса»:
«Инвестиционный климат в России глазами российского бизнеса»