«Операторы добра» –
новое исследование
ЦСП «Платформа»

Вышло новое исследование Центра социального проектирования «Платформа», посвященное актуальным вопросам развития российской благотворительности. В фокусе исследования – перспективные формы коммуникации для различных игроков.

Первое исследование «Филантропия на пороге системности» фокусировалось на барьерах развития благотворительной сферы и показало, что дефицит взаимодействия между благотворительным сектором, государством и бизнесом – одна из ключевых проблем. Новое исследование «Операторы добра. Проблемы, пространство и перспективы коммуникаций в российской благотворительности» направлено на то, чтобы выявить конкретные запросы государства, бизнеса, благотворительных организаций друг к другу и определить оптимальные форматы взаимодействия.

Было опрошено 40 федеральных и региональных экспертов: руководители благотворительных фондов, руководители направлений КСО и устойчивого развития в компаниях, руководители профессиональных НКО в области благотворительности, руководители профессиональных объединений и ассоциаций в области некоммерческого сектора, представители органов власти и поддерживаемых государством организаций.

Основной вывод: необходим многоуровневый тройственный союз по линии государство – бизнес – благотворительная сфера. Это позволило бы решить ряд фундаментальных проблем российской благотворительности (например, налоговых вычетов для бизнеса) и вовлечь благотворительный сектор в решение фундаментальных задач общества.

Действующие интеграционные площадки покрывают лишь часть потребностей стейкхолдеров в коммуникации. В частности, горизонтальное взаимодействие между ключевыми ФОИВами практически отсутствует, органы власти разрабатывают свои участки отдельно друг от друга.

Бизнес, не имея налоговых преференций, неохотно сотрудничает с профессиональными благотворительными организациями.

Многочисленные объединения НКО в основном выполняют функцию обмена опытом в самом профессиональном сообществе. Для продвижения интересов сектора на государственном уровне и в бизнесе необходимы площадки, объединяющие различные группы стейкхолдеров. На основании проведенного опроса была определена иерархия этих площадок.

  • Тройственный союз. Благотворительной сфере необходимо позиционировать себя как «третий рынок», такой же, как рынки коммерции и государственных услуг. Необходимо и равноправное коммуникационное пространство, где заинтересованные представители обсуждали бы балансировку этих рынков. Нужны трехсторонние коммуникационные форматы на уровне Правительства РФ, председателей бизнес-ассоциаций (РСПП, «Деловая Россия», «Опора России», ТПП) и лидеров благотворительных объединений.
  • Экспертный клуб. Из-за дефицита средств большинство благотворительных организаций стремятся самостоятельно осуществлять экспертную деятельность и работу с государством. В результате сектор в целом не может добиться государственных преференций. Эффективной экспертной работе с государством может способствовать формат экспертных коммуникационных площадок, представляющий интересы всего «третьего рынка».
  • Учредительное собрание. Концепции, методики, стандарты, проекты нормативных актов в области благотворительности должны отражать интересы всех групп участников. Собирательный конгресс (самое статусное мероприятие по благотворительности) может задавать программные ориентиры как для всего благотворительного сектора, так и для конкретных направлений и регионов. Было бы важно, чтобы по итогам конгресса составлялся список поручений вице-премьерам.
  • Мобильный форум. Необходимы площадки, объединяющие федеральный и региональный уровни под единым брендом. Важно, чтобы форумы на местах организовывались региональными благотворительными организациями или их профессиональными союзами, например, местными общественными палатами.
  • Цифровое зеркало. Создание единого «цифрового зеркала» (единой онлайн-платформы) российской благотворительности позволило бы радикально повысить прозрачность и мобильность взаимодействия всех участников. Ключевые элементы можно создать оперативно: «атлас благотворительности» ‒ базу участников и видов благотворительной деятельности; систему распределенной помощи («хелп шеринг»), позволяющую находить добровольную помощь по запросу.

Интегральный вывод исследования – во взаимодействии участников российской благотворительности не хватает осознания общей миссии. Большинство опрошенных экспертов считает, что цель благотворительности – достижение социального блага (publiс good). Но нет общего для всех групп участников понимания сути общественного блага.

Назрела необходимость в публичной полемике об участии в общем социальном благе, преодолении социальных проблем. Эта необходимость расширяет и предназначение благотворительности – локомотивом на пути к достижению социального блага становятся сами граждане. Уже состоявшийся тренд в благотворительности – вовлечение в проекты активных местных сообществ, меняющих мир вокруг себя. Вопрос эффективности работы с сообществами – возможная тема для будущих исследований.

Материалы исследования:


«Операторы добра. Проблемы, пространство и перспективы коммуникаций в российской благотворительности»