Историческая усадьба как ресурс развития малого города
Как одновременно закрепить население в малом городе, увеличить туристический поток, создать новый центр социальной активности и при этом не потратить на проект все деньги муниципального бюджета, рассказывает президент Ассоциации владельцев исторических усадеб Виссарион Алявдин.
Исторические усадьбы и монастыри — это старые камни и старые стены, которые одухотворяются и вовлекают в духовную жизнь современного человека. Монастыри напрямую – потому что они связаны с мировоззрением, верой, с нравственными вопросами с их развитием и сохранением. А усадьбы – это своего рода музейные и культурные центры, которые отталкиваясь от старых традиций, внедряют новые культурные традиции. И это сейчас крайне важно. Как мне кажется, действительное развитие малых городов без развития точек культурного роста вокруг них,своеобразных спутников, сложно себе представить.
Туризм
Одним из важных показателей развития туризма в конкретном городе является длительность пребывания в нем туристов. Если человек остался ночевать – он принесет городу дополнительные деньги. Он не только лишний раз пойдет в ресторан и купит лишний сувенир. После полноценного погружения в городскую атмосферу, он с большей вероятностью захочет туда вернуться, он будет советовать эту поездку своим друзьям и знакомым. Возвращение туриста во второй раз также принципиально важно для внутреннего туризма – по одному разу, мы много где бывали, а во второй-то раз, уже нет – вот в чем проблема. И историческая усадьба, приведенная в порядок, как раз отлично работает на оба этих фактора.
Даже для такого знаменитого и относительно приведенного в порядок города, как Ростов Великий, близлежащая усадьба является дополнительным источником развития – многие люди уже приезжают сначала туда, а после с удовольствием едут в Ростов.
Туристы стали выбирать усадьбу как место остановки, потому что она приспособлена под гостиницу. Ты можешь всю ночь и утро провести в старинной усадьбе, днем посетить музей, погулять по парку, летом искупаться в благоустроенном пруду или покататься на лодке, а зимой — на лыжах и коньках. Или поехать днем в Ростов и вернуться на ночь в усадьбу. Когда есть такие возможности, люди (или турфирмы) принимают решение остаться в Ростове Великом не на один день, а на два. И самое главное, что в усадьбу (и в город) люди возвращаются снова, потому что они были летом, а теперь хотят приехать на Рождество, покататься на конях и т.п. Они хотят осенью поучаствовать в охоте или в собачьих гонках. В самом Ростове это сделать невозможно, как и почти в любом малом городе, поэтому наличие такого центра становится концептуально важным для самого города.
Понятно, что Ростов мог бы прожить и без этих усадьб, на то он и Великий. Но в России много хотя и исторических, но не столь масштабных городов, для которых принципиально важно наличие таких загородных центров. Хотя и для Ростова наличие нескольких таких усадеб может дать ощутимый прирост туристической активности. Люди иногда едут специально ради них.
Историко-культурное наследие, идентификация горожан
Возьмите малый город, в котором почти нет историко-культурного наследия. Есть, дай Бог, краеведческий музей, стоит один недовзорванный храм и пара купеческих домов в центре – вот и все. Какая у этого города культурная идентификация? Ее надо из чего-то создавать, на чем-то основывать. А она вон «лежит» рядом – две старинные усадьбы. Вот ваша идентификация. Она уже готова, на блюдечке, как говорится, с голубой каемочкой. И выясняется, что в одной усадьбе жил, например, Муравьев-Карский (наш знаменитый генерал), в другой Багратион бывал, в третьей Карамзин писал «Историю государства Российского»….
Таким образом, у городка, не имеющего уникальной и глубокой истории, (по крайней мере не выраженной архитектурно), благодаря восстановлению пары усадеб и одного монастыря или скита, рождается новая, а чаще забытая, история, формируется его индивидуальное лицо.
Причем монастыри имеют особенность восстанавливаться сами по себе за счет меценатов, паломников и трудников, практически, не требуя у администрации бюджетного финансирования. От администрации требуется только способствовать развитию этого исторического монастыря и двух-трех частных усадеб – автобусный маршрут сделать, дорогу в рамках бюджета, все же довести до ума, посылать зимой бульдозер, который будет ее чистить, поддерживать проведение в них различных праздников и мероприятий и т.д. Я не скажу, что усадьбы, это точки большого экономического роста, но это точно точки сохранения экономической активности, что уже немало, и, главное, наличие этих центров закрепляет население.
Трудоустройство, закрепление населения
Музеи-заповедники — настоящие спасители своих населенных пунктов – приезжаешь и видишь: в музее работают не только женщины в возрасте, но и молодые ребята, потому что это возможность, окончив гуманитарный вуз в Пскове, в Новгороде, вернуться сюда, где у тебя нормальный дом, родители, друзья. А не искать какого-то особого счастья непонятно, где и как, за сотни км от своего дома. Усадьбы – это рабочие места и для творческой интеллигенции, и для технических профессий – помимо хранителей и реставраторов, в каждом таком центре нужен свой электрик, специалист по отоплению, водитель, системный администратор.
Усадьба как центр социальной активности
Социокультурная активность, происходящая вокруг города — это несказанно важно. Мы часто видим полное отсутствие жизни даже вокруг расположенного рядом с агломерацией малого города. А ведь рядом может быть возрожден целый ряд активных населенных пунктов, в которые не грех съездить: погулять на выходных, посетить концерт или маленький музей, свадьбу отпраздновать, отметить юбилей. Это и есть ресурс повышения качества жизни – эти задачи не решишь только за счет дома культуры в малом городе. А в подобной усадьбе, благодаря появляющимся там владельцам, начинается проведение новых, необычных для города мероприятий, могут проходить события регионального и общероссийского уровня. Есть примеры, когда люди привели усадьбу в порядок, потом к ним начинают приезжать музыканты, а затем это перерастает в музыкальный фестиваль и т.д. Люди начинают приезжать из соседних городков, слушают музыку. И ничего подобного с ними бы не случилось, не будь этой усадьбы.
Как это работает в Обнинске
Далеко не последний город в Калужской области, наукоград – там с рабочими местами и с наукой все неплохо. Но в нем не было ни одного исторического памятника. Это новый город, его выстроили 60 лет назад. Но практически в самом городе расположена усадьба Белкино – это единственный сохранившийся усадебный ансамбль. Причем, с домом, который в жутком, аварийном состоянии. Но группа предпринимателей Обнинска, создала фонд в поддержку этой усадьбы. Они уже лет 10 поддерживают и реставрируют ансамбль. Восстановили флигель, вычистили пруды, привели в порядок парк. Фонд охраняет усадьбу для всех жителей Обнинска, и они знают, что это у них самое старое место в городе. Отсюда, можно сказать, и Обнинск-то пошел. Люди получили якорь на своей земле и, трудно переоценить, что для таких новых городов или городов, без яркой истории, эти места значат. Они могут стать центрами городского патриотизма, городской идентичности.
Источник: Экспертный совет по малым территориям