Только бизнес

 

«Альфа банк» уведомил предприятия оборонного комплекса о том, что не будет обслуживать их операции. Мотивация – санкционные риски.

В основном действия банка обсуждаются с точки зрения риска осложнения отношений с государством: «непатриотическая позиция» и проч. Однако акционеры «Альфы» далеко не первый раз демонстрируют подчеркнутую дистанцию от идеологических мотиваторов при принятии бизнес-решений. Так было, к примеру, в 2011 году, когда «Альфа» (через консорциум ААР) сорвала сделку по обмену акциями между British Petroleum и «Роснефтью». В 2015 году «Альфа банк» заявил о начале процедуры банкротства одного из крупнейших предприятий ВПК – «Уралвагонзавода» – ввиду невозврата просроченных кредитов.

Трудно оценивать, создает ли такая позиция реальные политические риски для акционеров «Альфы». Эксперты, которые знают Михаила Фридмана лично, описывают его как человека предельно рационального. Вряд ли его действия носят импульсивный, непросчитанный характер. Скорее, сообщение банка говорит о серьезных угрозах нового санкционного витка, который ожидается в феврале.

С точки зрения бизнес-репутации действия «Альфы» оцениваются в целом положительно. Они демонстрируют:

  1. дистанцию от политической повестки, которая добавляет непредсказуемости;
  2. накопленный лоббистский капитал, позволяющий демонстрировать эту позицию;
  3. игру в интересах действующих клиентов и партнеров.

В конце года в интервью Forbes Михаил Фридман сообщил, что из-за санкций присходит сужение клиентской базы «Альфа банка».


Поэтому, используя методику оценки репутационной динамики ReD index (применяется в разработках ЦСП «Платформа»), общая оценка новости с точки зрения влияния на репутацию группы умеренно позитивная: +4 по 10-ти бальной шкале положительных значений. При этом надо учитывать неясность с реакцией внутри РФ. Вице-премьер Дмитрий Рогозин уже дал понять, что считает позицию банка неэтичной, однако эта фигура явно не будет определять весь контекст отношений.

Рогозин также добавляет, что у «Альфа банка» нет на сегодня разрешения на обслуживание предприятий ВПК. Возможно, банк понимает этот вопрос несколько шире, включая в него и непрямые взаимосвязи.

Долгое время близость к государству считалась ключевым конкурентным преимуществом ведения бизнеса в России. Между тем, ряд кейсов ставит под сомнение это утверждение. И дело не только в угрозе санкций. На грани рентабельности оказался ряд строительных объектов, заказчиком которых выступало государство. Разумеется, хорошие отношения с чиновниками будут по-прежнему открывать ряд возможностей. Но они же будут создавать и ряд серьезных обременений. Поэтому в крупном бизнесе возможно усиление контртренда – на подчеркнутое дистанцирование от государства.

Помимо банковского бизнеса, акционеры группы «Альфа» обладают большим влиянием в другом социально значимом сегменте – продовольственном ритейле. Они контролируют крупнейшую компанию отрасли X5 Retail Group (объединяет сетевые бренды «Перекрёсток», «Пятёрочка», «Карусель»).