Эксперт у власти. Политический портрет Алексея Кудрина

Политический портрет Алексея Кудрина

Центр социального проектирования «Платформа» совместно с Российской ассоциацией по связям с общественностью (РАСО) начинает выпуск «портретов» ключевых фигур российской политики и бизнеса, которые составляются на основе экспертных опросов и собственной аналитики центра.

Первой фигурой для такого рассмотрения стал Алексей Кудрин. Выбор особенно интересен в рамках экономической дискуссии, которая идет сегодня.  Опрос ведущих экономистов и политологов позволяет сделать объемный и непредвзятый анализ этого экономиста и политика.

ПОДЪЕМ ЛИБЕРАЛЬНОГО КРЫЛА?

Алексей Кудрин родился в 1960 году в городе Добеле Латвийской ССР в семье военного, детство провел в командировках отца. Работал автомехаником, затем инструктором практического обучения в лаборатории двигателей в Академии тыла и транспорта Министерства обороны СССР. Окончил экономический факультет Ленинградского государственного университета. С 1991 года работал в мэрии Санкт-Петербурга вместе с Владимиром Путиным.

Все опрошенные «Платформой» эксперты отмечают близкий характер его отношений с президентом, несколько человек, не сговариваясь, вспомнили историю о том, что молодой Путин якобы ночевал у Кудрина. В 1996 был приглашен, по некоторым данным Анатолием Чубайсом, в Администрацию президента Российской Федерации в качестве заместителя руководителя. С 2000 года по 2011 – министр финансов РФ. Осенью 2011 после долгих публичных распрей с президентом Дмитрием Медведевым касательно бюджетных расходов был отправлен в отставку. После организовал «Комитет гражданских инициатив», возглавил Центр стратегических разработок, занятый созданием программы развития и преобразований для президента.

Приближающиеся президентские выборы и связанное с ними ожидание нового вектора развития, понимание в кулуарах власти необходимости реформ, фиксируемый социологами запрос населения на перемены вновь делают возможным разговор о политическом возрождении Кудрина как фигуры, способной провести новый курс. Но хватит ли у него политического веса?

ОПЫТ УПРАВЛЕНЦА:

ВОСПРИЯТИЕ ЭКСПЕРТАМИ

НАСЛЕДИЯ КУДРИНА

Среди опрошенных экспертов распространено мнение о положительном результате работы Алексея Кудрина на посту министра финансов. Сочетание экономических и административных навыков, редко встречаемое у государственных деятелей, является безусловным преимуществом Кудрина. Отдельно отмечается возможность и желание реализовывать необходимые непопулярные реформы.

«Экономист блестящий. Создал четкую экономическую систему, работающую до сих пор, несмотря на все санкции» (Игорь Бунин, политолог).

«Кудрин – самый лучший экономист среди администраторов, которые управляли нашей страной, и самой лучший администратор среди экономистов. Понятно, что есть более сильные экономисты и есть более сильные администраторы и менеджеры. Но у Кудрина уникальное сочетание этих двух качеств, больше ни у кого такого нет» (Дмитрий Травин, экономист).

Если опыт Кудрина как управленца признается большинством экспертов, то того же нельзя сказать о наличии политического веса и поддержки среди элит. Часть респондентов связывают это с обстоятельствами и особенностями положения либерала в России, часть с особенностями задачи Кудрина и его соратников – стать согласованным с властью противовесом блоку ВПК в государственной системе.

«Кудрин создает язык, на котором говорит часть правительства, но при этом надо понимать, что с Рогозиным и Орешкиным нельзя разговаривать на одном языке», (анонимно, GR-специалист).

«Фразу «не дадим больше денег военно-промышленному комплексу» надо подводить под какую-то базу. Если эта база будет длинная в виде программы, то это будет проще, удобнее, лучше; и вообще нужно демонстрировать военно-промышленному комплексу, что есть же и силы другие. Это же издержки и противовесы – это вообще основа системы» (анонимно, экономист).

Влиятельным представителем Столыпинского клуба Кудрин описывается как «человек системы», для которого ее стабильность всегда будет на первом месте, что снижает возможности Кудрина как управленца-реформатора.

«Ни одно из предложений бывшего министра финансов не будет нести рисков, а следовательно и горизонт возможностей и потенциальных прорывов будет существенно снижен» (анонимно,  экономист).


Наиболее распространенные позитивные характеристики Наиболее распространенные негативные характеристики
 

§  Профессионализм и опыт.

§  Понимание принципов работы государственного аппарата и власти в целом.

§  Желание проводить реформы, даже непопулярные.

§  Адаптивность, способность быстро учиться новому.

§  Умение выстраивать отношения, быть лидером команды профессионалов.

§  Основной мотив деятельности — интересы дела, а не карьерные амбиции.

§  Интерес к широкому кругу тем, включение в программу ЦСР реформ, затрагивающих социальную сферу.

 

§  В экспертной среде распространена точка зрения о низких шансах Кудрина реализоваться в роли политика.

§  Непопулярность среди широких масс населения.

§  Непонимание социального контекста, восприятие сугубо экономической стороны предлагаемых реформ.

§  Отсутствие ресурсной базы.

§  Невключенность в элиту.

§  Образ человека системы, завязанного на текущую конфигурацию, при ее смене возникает риск «обнуления».

§  Механицизм, восприятие сложных процессов через призму финансиста.

 

«Сильные стороны Кудрина – это большая заряженность на проведение реформ, ориентация на интересы дела, а не на собственную карьеру, благодаря чему он чаще всего идет против течения, предлагает и проводит непопулярные реформы» (Евсей Гурвич, экономист).

 

«Сильная сторона Кудрина — знание того как работает государство и как работает власть. Что у нынешних политиков, не входящих во властные структуры, можно редко встретить. У него опыт и знание того как что происходит. Опыт в меняющихся условиях, опыт работы внутри и с властью» (Марк Урнов, политолог).

 

«Он быстро воспринимает новое, быстро учится. Даже если вначале это для него все было ново и неожиданно, он быстро входил в новую среду, пройдя путь с детства от военного гарнизона на окраине Советского союза до поста вице-премьера… я видел, как Кудрин в некоторых случаях испытывал трудности при вхождении, но в большинстве случаев понимал, как нужно играть по новым правила и адаптироваться» (Дмитрий Травин, экономист).

«Всякий раз, когда я его вижу, спрашиваю: «Леша, где диссертация?» Он юрист, не понимает, что за экономикой стоит реальная жизнь. Предлагает поднять пенсионный возраст, как на Западе. Но на Западе люди здоровые, а у нас так долго не живут» (анонимно, экономист). 

 

«Алексею Леонидовичу надо определиться – все-таки он занимается политикой или он категорически ею не занимается и позиционирует себя как эксперта… Он должен четче формулировать свою позицию. Общий вектор понятен – что он лояльно-конструктивный оппозиционер. Но это домыслы. Было бы правильно, если бы Кудрин сказал: по этому направлению я поддерживаю президента, считаю, что он прав. Но вот в этих и других вопросах считаю, что решения недопустимы» (Андрей Нечаев, экономист).

 

 

 

Роли Кудрина

Консенсуса вокруг образа будущего Кудрина во власти среди экспертов не зафиксировано, но ряд качеств и навыков Кудрина позволяет экспертам делать разные предположения о востребованности во власти экспертных компетенциях Алексея Кудрина.

ПОСРЕДНИК МЕЖДУ ЭКОНОМИСТАМИ И ПОЛИТИКАМИ

«Кудрин играет важную роль мостика между квалифицированным крылом экономистов, политиков, которые способны формировать общественное мнение на уровне элиты, и одновременно с высшими кругами руководства страны. Это положение сохраняется, его умение и ловкость заключаются в том, чтобы эту позицию сохранять» (Евгений Ясин, экономист).

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ НАЗРЕВШИХ РЕФОРМ

«Реформы не просто назрели, а перезрели – кто-то должен их проводить. Не думаю, что так много желающих, кроме Кудрина, брать это на себя» (Евсей Гурвич, экономист).

ИСПОЛНИТЕЛЬ ФУНКЦИИ ПРОТИВОВЕСА ВОЕННОМУ БЛОКУ

«Кудрин — вечный противовес военно-промышленному силовому блоку. Противовес не в смысле, что они воюют, а в том смысле, что с этой стороны все время приходит однополярное заявление «дайте больше денег», и нужен кто-то, кто придет и скажет «дайте им меньше денег» (анонимно, GR-специалист).

СОВЕТНИК ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ВЛАСТИ

«Его политическая роль как аналитика, объективного критика, комментатора, консультанта, на мой взгляд, на порядок будет перевешивать любую политическую публичную активность. Здесь он, безусловно, авторитетен, здесь он силен и здесь ему не нужно произносить популистских фраз, чтобы подтянуть к себе плохо понимающий электорат». (Марк Урнов)  

ТРЕНЕР, КОУЧ, СОЗДАТЕЛЬ И КУРАТОР ШКОЛЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

«Я думаю, что Кудрин хочет работать коучем для части правительства. Его сейчас уже не столько интересует, что они будут делать, сколько то, как они это будут делать, по какой технологии, с помощью каких процедур. И он в своих структурах создал обучающие технологии и набрал команду, которая может показывать министрам, как должны работать настоящие министры. Это уже много, это очень хорошо» (анонимно, медиаэксперт). 

ПОСРЕДНИК МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ

«Возглавив после ухода из Правительства Комитет гражданских инициатив Алексей Леонидович сумел выйти за рамки своего избыточно технократического образа, заслуженно сложившегося за нулевые годы. Проекты КГИ настраивают административную систему на глубокий и долгий взаимоуважительный диалог с институтами гражданского общества. Это происходит за счёт грамотной эксплуатации образа Кудрина как человека, участвующего в совещаниях у президента и по-прежнему способного иметь и отстаивать свою профессиональную позицию (Станислав Наумов, президент РАСО, директор департамента Правительства РФ по формированию системы открытого правительства в 2012 году).

ЛИДЕР КОМАНДЫ ПРОФЕССИОНАЛОВ

«Я много раз видел, что он умеет устанавливать отношения со своей командой и люди к нему хорошо относятся. Он может быть лидером команды. Именно команды профессионалов. Кудрин не политик, который может быть лидером всего народа, но команды профессионалов он хорошо создает» (Дмитрий Травин, экономист).

 

Содержательная оценка

предлагаемых решений

Внутри профессиональных групп (экономисты, управленцы) оценка скорее позитивная, отмечается широкий ресурс поддержки. Вместе с тем, восприятие его как признанного лидера среди либералов не выявлено, потенциал не активирован, возможно, это сделано Кудриным сознательно. Различающееся в экспертной экономической среде отношение к Кудрину экспертами объясняется внутренним разделением на лагеря «западников» и «традиционалистов». Среди приверженцев либеральных экономических идей отношение к нему положительное, консерваторы настроены негативно.

«Консервативная часть экономического сообщества считает, что либеральная политика — это зло, и Кудрин для них олицетворяет либеральную политику со всеми вытекающими последствиями. Среди экономистов, которые выступают за рыночную экономику, а не за возврат к советской, у него очень высокий авторитет. Особенно высок его авторитет в среде иностранных инвесторов, которые очень высоко оценивают его политику» (Евсей Гурвич, экономист).

Определение ресурсов поддержки и оппонентов у экспертов не находит существенных различий.

ОСНОВНЫЕ РЕСУРСЫ ПОДДЕРЖКИ:

  • Либеральное крыло (интеллигенция и большая часть либеральных экономистов)

 «Либеральные интеллигенты и либеральные экономисты, которые, правда, пока не понимают, является ли он их лидером или нет» (Игорь Бунин, политолог).

  • Просвещенные консерваторы

«Поддержка только среди умеренных либералов и просвещенных консерваторов» (Марк Урнов, политолог).

  • Крупный бизнес

«Крупный бизнес относится к Кудрину с уважением. Как любой человек, который может влиять на принятие ключевых решений, он априори у представителей бизнеса вызывает интерес, даже независимо от того, солидарны они с его взглядами или нет. Фонд Кудрина собирает довольно серьезные деньги, поэтому бизнес его поддерживает не только на словах, но и деньгами» (Андрей Нечаев, экономист).

ОСНОВНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

  • Экономисты, примыкающие к Столыпинскому клубу

«Он пользуется всеобщим уважением, но у него есть серьезные оппоненты – те, кто объединился вокруг Столыпинского клуба, я не говорю об оппонентах из левого лагеря – о коммунистах, говорю о более вменяемых» (Андрей Нечаев, экономист).

  • Консервативная часть экономического сообщества, выраженная, например, сторонниками Сергея Глазьева и представители консервативного политического блока

 «Среди влиятельных экономистов есть маргинальное направление, которое можно назвать группой Глазьева. Это люди, которые считают, что надо проводить экспансионистскую монетарную политику и что это не приведет к проблемам. Они критикуют Кудрина. Но это узкая группа» (Дмитрий Травин, экономист).

Оценка предлагаемой программы преобразований неоднородна. Различия возникают при определении мотивов написания программы – действительно ли подразумеваются реальные преобразования, или это «отписка». С одной стороны, эксперты отмечают комплексность реформы, предлагающей направление развития, с другой, указывается половинчатость мер, о которой создатели, как опытные экономисты, не могут не знать, что в свою очередь ставит вопрос о намерении ее реализовать.

«Сейчас, когда он уже не находится на постах и ему дозволено выражаться более вольно, он содействовал созданию платформы преобразований – в основе своей либеральной, но в тоже время такой, которая может быть принятой правительством и президентом» (Евгений Ясин, экономист).

«Кудрин не верит в концепт, который предлагает. Хотя бы потому, что он образованный человек. Когда у пациента заноза в пальце, нет смысла в бесконечных предложениях в стиле «кому аспирин, а кому в кино сходить», игнорирующих идею вытащить занозу. И сторонники Кудрина прекрасно понимают это» (анонимно, экономист).

Было зафиксировано мнение, что ни Столыпинскому клубу, ни ЦСР не удалось привлечь бизнес к экономической дискуссии и убедить его в реальности принятия программ и последующих за этим положительных реформ.

«К сожалению, ЦСР не удалось создать атмосферу вовлеченности среди предпринимателей, но не удалось и столыпинцам. Бизнес не верит, что за разговорами последуют преобразования. У Алексея Леонидовича нет отчасти популистской риторики прорыва, которая есть у Столыпинцев, поэтому ему сложнее заинтересовать целевую аудиторию – бизнес» (анонимно, представитель среднего бизнеса).

«Алексей Леонидович понятен деловым кругам ровно настолько, насколько он сам предпочитает не погружаться в их отраслевую специфику, удерживая очень сложный уровень организатора сбалансированной макроэкономической политики. Поскольку для реализации ряда корпоративных проектов макроэкономическая политика выглядит как нечто не до конца настроенное под именно эти проекты, деловые круги относятся к Кудрину как к вечному кандидату в члены Политбюро 2.0 — с холодноватым уважением» (анонимно, представитель крупного бизнеса).

 

Политические

перспективы

В восприятии Кудрина как политика можно выделить наиболее выделяющиеся аспекты: невыраженность политических амбиций, близость к президенту, перспективность как государственного деятеля, стремление провести реформы.

«Скорее бы я говорил о нем как о политической фигуре не столько партийной, сколько фигуре в исполнительной власти, которая умеет работать, умеет находить компромиссы, умеет договариваться с очень разными группами интересов» (Марк Урнов, экономист).

Кудрин часто воспринимается в соответствии с противопоставлением либерального и консервативного, иногда военного, блоков. На фигуру бывшего министра финансов перекладываются классические особенности и трудности условного либерального человека в политической игре во время преобладания консервативных тенденций. Установка «Кудрин – либерал» встречается так же часто, как «Кудрин – не политик».

«Кудрин либерально, проевропейски ориентирован на будущее, на реформы – это трудно совпадает с тем, что с 2012 года наше общество живет под влиянием консервативной волны, ностальгии по прошлому, испытывает потребность в историческом пессимизме, оглядывании назад» (Игорь Бунин, политолог).

СОМНЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО КАРЬЕРЫ КУДРИНА КАК ПОЛИТИКА ОБУСЛОВЛЕНЫ РЯДОМ ПРИЧИН:

  • С одной стороны, мешает отсутствие установленной политической программы или высказанных публично намерений. Кудрин не только не участвовал и не обозначал намерение участвовать в избирательной кампании, но и не формулировал свое отношение к нынешней политической повестке. Предлагаемые от его имени программы носят характер рекомендаций и не считываются как самостоятельная доктрина политического игрока.

 «Как политик себя Кудрин пока не проявлял – не участвовал в избирательной компании» (Игорь Бунин, политолог)

  • С другой стороны, явнаяпопулярность Кудрина у широких слоев населения не отмечается. Причины – ассоциация с «либералами» и настороженное отношение к предлагаемым реформам, затрагивающим чувствительные для общества сферы.

«Он не уходит от непопулярных, но необходимых реформ и даже не боится ассоциироваться с ними – именно это ограничивает его электоральные возможности. Люди не понимают, что эти реформы необходимы для них же, они считают, что это злые экономисты вместо того, чтобы работать, придумывают реформы» (Евсей Гурвич, экономист).

  • Также отмечается противоположный политику склад мышления, характеризуемый рациональностью, а не склонностью к популизму, необходимого для формирования симпатии у народа.

«Кудрин – не политик, он ученый-администратор. Публичная политика – это публичное действо, и это у него получается не очень хорошо… Кудрин, насколько я знаю, это не делает, он очень рационально мыслящий человек и представляет мир так, что если ты привел людям убедительные аргументы, то люди должны с тобой согласиться. В жизни при общении с широкими массами, это не так» (Дмитрий Травин, экономист).

Возвращение

на арену

публичности

Возвращение Кудрина на арену публичности (повышение упоминаемости в СМИ, предложение экономической доктрины президенту) может быть связано с определенными движениям внутри государственной машины. Сокращение финансовых ресурсов государства, сопровождаемое ростом запросов на поддержку со стороны сектора ВПК, вынуждает оптимизировать затраты и искать экономические маневры. В такой ситуации Кудрин может предложить эффективные решения или выступить противовесом военно-промышленному лобби.

«Кудрина убрали в момент, когда нужно было усилить лояльность силового блока, потому что подразумевалось, что будет несколько конфликтов, потому что тогда нужно было принимать полярные решения. А сейчас он опять появился. Потому что денег мало и нужен кто-то, кто будет как попугай говорить: «Меньше денег в военно-промышленный комплекс». А дальше президент скажет: «Ребята, вы не одни, я вам так много не дам» (анонимно, экономист). 

Личные отношения

с Путиным – залог

успешности или политический тормоз?

Всеми экспертами отмечается близкие отношения с президентом.  Владимир Путин оказывает Алексею Кудрину доверие, прислушивается к мнению эксперта по экономическим вопросам. Такое отношение уникально для человека, находящегося в условно другом, либеральном лагере и не во власти.

 «Близость к президенту значительная. Они вместе работали у Собчака, поддерживали друг друга на своем движении. У него была ссора с Медведевым, но вопрос о том, какова судьба Кудрина, Медведев не решает» (Евгений Ясин, экономист).

Вместе с тем отмечается, прямой доступ к Путину в новой парадигме дает личную безопасность, но не может гарантировать политических перспектив.

 «В последнее время президент все явнее разделяет личное и государственное, хорошие отношения с Путиным больше не дают безусловного доступа к политическим ресурсам» (анонимно, политолог).

Реальная возможность Кудрина влиять на государственные решения ставится экспертами под сомнение. Можно выделить несколько причин:

  • Невовлеченность напрямую в деятельность правительства приводит к снижению влияния на президента.

«Влияние на власть осуществляет президент лично и те люди, которые могут его в чем-то убедить, имеют прямой доступ к президенту. В этом смысле влияние любого человека не работающего непосредственно с президентом, не так уж велико. Кудрин был влиятельным человеком до ухода в отставку и сейчас, конечно, его влияние намного снизилось» (Дмитрий Травин, экономист).

  • Экономические разногласия с выбранным консервативным курсом довольно велики. Текущая политика не позволяет утверждать, что идеи Кудрина найдут понимание и поддержку среди представителей власти.

«С Путиным на «ты», были друзьями, в экономике слушает, но в политике воспринимает неоднозначно, хотя возможно и прислушивается» (Игорь Бунин, политолог).

  • Расхождения предлагаемых Кудриным мер с интересами силовых ведомств.

«Кудрин предлагает институциональные реформы, которые совершенно не сочетаемы действиями силовых ведомств. Боюсь, что эти факты говорят о том, влияние Кудрина не очень велико» (Дмитрий Травин, экономист).

  • Оторванность от элит, недостаточные ресурсные возможности.

«Все опоры существующей власти в стране держатся на пакте между 50 игроками, который предоставляет им неправовое пространство. Активность структур Кудрина — это инициатива игроков, находящихся на периферии элиты и пытающихся пройти сквозь стену и пробраться внутрь» (анонимно, экономист).

 «Говорят – я не присутствовал – но говорят люди, которым можно доверять, что Кудрин принес первому лицу огромный проект судебной реформы. Хороший, плохой – не знаю, не видел, но, наверное, не хуже, чем сейчас. На что первое лицо посмотрело, и сказало: очень серьезная работа, отправим председателю Верховного суда на рецензию» (анонимно, экономист).

 

Попытки участия

в общественно-политической

деятельности

Кудрин декларирует себя вне политики, но при этом КГИ в своей деятельности затрагивает резонансные общественные и экономические вопросы. Тем самым, с одной стороны, Кудрин остается в безопасной зоне, не выступая оппонентом действующей власти, с другой – сохраняет потенциал как человек, имеющий определённую программу и ресурсы поддержки.

 «То, что Кудрин активно не занимается политикой, позволяет ему позиционировать себя как одного из ведущих политиков и иметь ядерный электорат. Для того, чтобы серьезно рассчитывать на электоральные перспективы, ему надо более активно быть в политике» (Андрей Нечаев, экономист).

Политические перспективы Кудрина пока неясны. Отмечаются его перспективы как государственного деятеля, упоминается и его несовместимость с ролью политика обычного типа.

«Президентских [перспектив]никаких, премьерские очень вряд ли. Он политик, экономист, советник… Пока у меня нет ощущения, что страна готова его поддержать» (Игорь Бунин, политолог).

«Как президент невозможен, да и сам не пойдет. Если он создаст партию – столь же мало шансов (максимум 5%)» (Марк Урнов, экономист).

Политический стиль Кудрина уникален, сочетает в себе направленность на экспертную работу, рациональность и умение выстраивать отношения внутри аппарата. Ему присущи амбиции и гордость (о чем косвенно свидетельствует конфликт с Медведевым), а силу человека, поднявшейся от автомеханика до успешного министра финансов и консультанта президента, не стоит недооценивать во времена вызовов.                 .

Основные

выводы

Наиболее подходящие роли для Кудрина – государственного деятеля, исполнителя, ученого. Очень немногие эксперты рассматривают его как политика в чистом виде.

При описании фигуры Алексея Кудрина эксперты апеллируют к схеме «консерваторы vs либералы», в таком случае «либералу Кудрину» приписываются общие трудности включения в повестку из-за преобладания консервативных тенденций на государственном уровне и сильного влияния военного блока.  Кудрин становится не столько самостоятельным субъектом, сколько символом либерализма.

Всеми экспертами отмечается близость Алексея Кудрина к Владимиру Путину, что обеспечивает ему политическую устойчивость и возможность влиять на повестку в качестве приближенного эксперта-советника. Но дружба с Путиным не обеспечивает политических перспектив, поскольку в последнее время президент разделяет личные и профессиональные отношения.

Среди выигрышных сторон отмечается профессионализм, понимание принципов работы госмашины, адаптивность и сильные управленческие навыки. Эксперты видят Кудрина в качестве руководителя проектной команды, государственного деятеля, моста меду экономистами и властью и организатора назревших реформ, но не воспринимают его как политика привычного толка.  Особенности личности, размытость политических амбиций, намерение проводить непопулярные у населения реформы — основные сложности для политической карьеры Кудрина.

Положительное оценка Кудрина может быть обусловлена запросом экспертного сообщества на проведение реформ, ресурсными и профессиональными возможностями Кудрина их провести. В таком случае Кудрин воспринимается не сам по себе, а как исполнитель роли реформатора.

Значение политических амбиций Кудрина преувеличено, он выбирает для себя роль государственного деятеля, занятого процессом отлаживания «машины», внутри нее или как внешний эксперт, но не политика в электоральном плане. Успех реализации его идей зависит от возможности вписать свой уникальный политический стиль в реалии завтрашнего дня, создать нишу, а после – суметь удержать ее за собой.

 

 

Если вы хотите регулярно получать аналитические материалы ЦСП «Платформа», подписывайтесь на нас через tegina@pltf.ru.

Также подписывайтесь на наш канал в telegram: telegram.me/platforma_channel

Если вы хотите регулярно получать аналитические материалы ЦСП «Платформа», подписывайтесь на нас через tegina@pltf.ru.

Читайте нас в Telegram: telegram.me/platforma_channel