Наверх

Северная Корея раскачивает мировой порядок.

Логика Северной Кореи

Первое, что стоит сделать, говоря о КНДР – это вынести за скобку все разговоры о «безумном кровавом режиме». Пропагандистская машина в Южной Корее работает отлично, и из северокорейских «уток» можно собрать дивизию. Но на самом деле, уровень жизни в Пхеньяне и в целом по стране вырос, голода нет уже лет пятнадцать. Закрытость страны и северокорейская риторика способствуют предельной демонизации пхеньянского режима Южной Кореей.

Говоря об отношениях Севера и Юга, нужно отметить, что по южнокорейской конституции, ряду документов, например, закону о национальной безопасности Северной Кореи как государства не существует. Есть группа преступников, которая в свое время захватила северные границы страны. Существует доктрина объединения путем поглощения. Можно сколько угодно говорить о том, что США и их союзники не враги, но в Южной Корее существуют органы управления северокорейскими территориями, Южная Корея совместно с США проводит военные учения, в которых может принимать участие до пары сотен тысяч человек. Довольно часто они проходят вблизи границ КНДР.
Северяне имеют достаточно оснований полагать, что США при любой возможности уничтожили бы КНДР как государство. События в Ираке, Сирии и Ливии – наглядный тому пример. Тот же Муаммар Каддафи был гораздо более одиозным правителем, чем любой из правителей КНДР. Использование им химического оружия при войне с Чадом или стрельба по демонстрантам из окна ливийского посольства в Лондоне… Но когда Каддафи сдал ядерную программу – ему все простили. Обо всех его одиозностях просто забыли.  И все говорили –  вот Каддафи сдал ядерную программу и стал из плохого диктора хорошим. Но все мы прекрасно знаем, где Каддафи сейчас.

Северяне рассчитывают, что когда они выйдут на тот уровень ядерного сдерживания, когда у них будет достаточно межконтинентальных ракет с ядерными боеголовками – отношения между ними и Америкой будут строиться по урезанной модели американо-китайского противостояния. Когда нелюбителей Китая хватает, но никто не собирается приносить туда демократию на кончиках ракет. КНДР рассчитывает, что будет ядерный паритет, а не отношения безоружного и полицейского с дубинкой. Да, Америка сможет превратить Корею в марсианский пейзаж, но у них не будет Лос-Анджелеса – а это уже не эпичная победа американского оружия.

План относительно работающий, но, во-первых, таким образом, Северная Корея подает дурной пример всем желающим завести атомную бомбу и нарушает режим нераспространения. Во-вторых, Север очень демонстративно игнорирует резолюции ООН, раскачивая тот мировой порядок, который пока что сохраняется.

Константин Асмолов

Логика России и Китая

Именно поэтому Москва и Пекин, прекрасно понимающие мотивацию северокорейского режима, все равно голосуют за все резолюции против Северной Кореи в ООН. Последние санкции Россия и Китай смягчили, отказались от пунктов, поставленных США для того, чтобы создать коллапс в Северной Корее и вводящих топливное эмбарго. Но и без этого итог санкций достаточно неприятен. Северяне рассчитывают, что когда они выйдут на уровень сдерживания ситуация выправиться, но пока им надо добежать дистанцию до конца.

Россия и Китай делают много для предотвращения эскалации – они, например, предлагают концепцию двойной заморозки: КНДР замораживают свою ракетную программу, а США отказываются от аналогичных действий, которые ничуть не меньше обостряют обстановку на корейском полуострове. Но северокорейцев слишком часто обманывали, они уверены, что откладывать дело не стоит. США же считают, что устраивать учения и отрабатывать бомбардировки может кто угодно, кроме Северной Кореи, которой запускать ракеты запретила ООН.

Логика США

Теперь посмотрим на ситуацию с американского угла – там до какого-то момента Северную Корею воспринимали как карикатуру на самих себя, как патентованное государство зла. Для рядовых американцев Северная Корея с ее культом вождя – это реально государство адского зла. И если ядерный паритет с Китаем воспринимается как нечто приемлемое, то ситуация, когда подобный режим может иметь возможность атаковать континентально территорию США, неприемлема как для американской элиты, так и для американского общества в целом. И не только политически, но и психологически.

В результате американцы должны выбирать из двух больших зол: или война со всеми рисками, или переговоры, которые политически и репутационно недопустимы, тем более для Трампа. Он должен достичь консенсуса с общественным мнением, для этого он должен показать себя как крутой президент, а уступки тоталитарному режиму, который сажает мальчика за сворованный плакат, сильно снижают для него коридор возможностей. При этом, КНДР – это не Ирак, идеального превентивного обезоруживающего удара не будет – хотя бы потому, что Япония и Южная Корея довольно близко. А время работает против Трампа – если воевать, то воевать, пока у Северной Кореи нет межконтинентальных ракет с баллистическими боеголовками. Иначе начинается холодная военная подготовка и минимизация рисков. Исходя из вышеобозначенного, я даю 30 процентов вероятности серьёзному конфликту.

Возможное развитие событий

Вариантов, как он будет выглядеть, много. Развитие зависит от того у кого первого сдадут нервы. Нужно понимать, что, несмотря на риторику, северяне не строят реальных завоевательных планов. Они пишут свои тексты совершенно вырвиглазным стилем 1930-х годов СССР, поэтому все обращают внимание на фразу про море огня, но никто не замечает, что «море огня» – это ответ на вражеские провокации. Если цель Северной Кореи — выживание режима, не им устраивать конфронтацию, которая угрожает противостоянием с США. У южнокорейских протестантов недавно была серьезная дискуссия – не одержим ли Ким Чин Ын сатаной. Ситуация, в которой Северная Корея решит совершить особенно жестокое самоубийство, напав на всех – это их сценарий.

Угроза от КНДР не столько прямая, сколько косвенная. Ситуации, что Север обижает Юг, не существует. Северокорейская армия на четвертом месте по численности, да, но южнокорейская на шестом и их военный бюджет в 25 раз превосходит северокорейский. И кроме господства Юга в воздухе и на море, есть договор с США о взаимной обороне – вторжение на Юг для Севера равносильно войне с Америкой.  А подобный поворот никакой стратегической задачи не решит, даже при применении Севером ядерного оружия. Напротив, если Север применит ядерное оружие, мировое сообщество даст добро на ядерный ответ, а у Америки с ядерным оружием все несколько лучше. А ситуация: «нам нужна показательная порка какой-либо страны, чтобы повысить свой престиж», сколько вы помните в ХХ веке компаний с подобной мотивацией?

На самом деле, ситуация КНДР это частный элемент к сползанию общества к новому миропорядку. Который будет менее приятным, чем ситуация после холодной войны, но эта отдельная большая тема. США вводят санкции против Ирана, России и Северной Кореи, фактически объявляя, что в мире есть новая ось зла. А потом удивляются, что Россия не помогает им вводить санкции против КНДР.