КОСМОС 2.0: ОЖИДАНИЯ ОБЩЕСТВА ОТ РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ
И космонавтики от общества

В мире начался новый этап развития космонавтики (Space 2.0), считает ряд экспертов, опрошенных Центром социального проектирования «Платформа». Ракетно-космическую отрасль в России ждет в нем большое будущее, если удастся преодолеть ряд институциональных ограничений. В частности, необходимо создать экосистему для развития частных космических компаний, использовать международную кооперацию и признать за отраслью «право на ошибку».

Эксперты, принявшие участие в исследовании «Российская космическая отрасль: ожидания бизнеса и общества», разделились в определении современного этапа освоения космоса человеком. Прагматики отмечают «кризис целеполагания и технологический тупик»: околоземное пространство уже освоено и интегрировано в экономику Земли, а экономическая целесообразность дальнейшего продвижения в космос вызывает сомнения. Эксперты предлагают России сосредоточиться на проектах коммерческого использования ближнего космоса, монетизации уже отработанных технологий вывода на орбиту полезной нагрузки, спутниковой связи, навигации, дистанционного зондирования Земли и других.

Владимир Устименко, руководитель пресс-службы ГК «Роскосмос»:

«Лунные программы у нас есть и будут, но не в том ажиотаже и ритме, которые нам пытаются навязать другие страны. В будущем году мы отправляем совместный аппарат ExoMars к Красной планете».

Эксперты с визионерской позицией полагают, что наступил «космический ренессанс после технологического застоя». На околоземной орбите стремительно развивается рынок коммерческих услуг, крупнейшие космические державы планируют дальнейшее освоение Луны и Марса. По их мнению, мир стоит на пороге третьего этапа развития космонавтики, который предполагает коммерциализацию отрасли, развитие космической экосистемы, расширение взаимосвязей с другими отраслями экономики, рутинизацию процессов, изучение возможностей добычи в космосе полезных ископаемых.

Новый этап в космонавтике, Space 2.0 или New Space, когда отрасль после периода высокой закрытости стала доступна частному бизнесу, ассоциируется прежде всего с владельцем SpaceX Илоном Маском. Космос возвращается в массовую культуру, как во времена космической гонки 50-60-х годов, однако при этом в России отмечается чрезмерная архаизация, ретроспективный фокус в космической тематике, что не способствует модернизации отрасли и привлечению в нее молодых специалистов.

Группа тотальных пессимистов, которые принципиально не верят в перспективы российской отрасли, немногочисленна. Они занимают маргинальную позицию в экспертном сообществе.

«Провал 90-х», когда госзаказ космической отрасли был практически сведен к нулю, до сих пор негативно сказывается на развитии российской космонавтики. Среди других барьеров отрасли эксперты называют институциональную конфигурацию госкорпорации Роскосмос, которая является и заказчиком, и исполнителем всей космической деятельности, слияние военной и гражданской космонавтики в одном ведомстве, устаревшую правовую и производственную базы, неполное импортозамещение, недостаточное финансирование космической деятельности из бюджета и целый ряд препятствий для развития частного космического бизнеса.

Андрей Ионин, член-корреспондент Российской Академии космонавтики

им. К.Э. Циолковского:

«В 1990-е годы начался системный кризис в российской космонавтике. Государство как единственный заказчик космических проектов снизило свой заказ в 20 раз, а предприятия остались. До конца 1990-х годов запускали ракеты, сделанные еще в советский период. Они лежали на предприятиях в той или иной степени готовности. Так мы прожили 1990-е годы».

Российская космонавтика, тем не менее, сохраняет конкурентоспособность в ряде направлений: военных технологиях, двигателе- и ракетостроении, пилотируемых полетах, медико-биологическом обеспечении длительного пребывания человека в космосе. Эксперты полагают, что большой опыт космической деятельности и сильная научная школа также являются существенными преимуществами России. Выделяется ряд стратегических, технологических и институциональных точек роста, связанных с цифровизацией и модернизацией ракетно-космического производства, серийным производством спутников, развитием экосистемы для венчурных космических проектов, решением кадровой проблемы, участием в альянсах с другими странами. России необходимо обеспечить себе место в экономике будущего и повысить амбициозность проектов освоения космоса, уверены эксперты «Платформы».

Андрей Диваев, директор департамента реализации проектов ОРКК:

«У нас были замечания от Сколково по вопросам регулирования и лицензирования частной космической деятельности. Сейчас ряд проблем и барьеров сняты, продолжаются регулярные встречи – есть прогресс в данном направлении»

В ходе исследования были выявлены стратегические развилки, перед которыми сегодня стоит российская космонавтика. Так, в вопросе ориентации программ на конкурентов или фокусе на собственных целях и последовательной реализации планов, эксперты скорее считают вторую альтернативу более предпочтительной, хотя некоторые видят плюсы и в конкуренции.

Самостоятельное освоение космоса или развитие международной кооперации – еще одна развилка. Экспертное сообщество полагает, что международная кооперация в крупных проектах освоения космоса отвечает интересам России и человечества в целом. Политически логичной выглядит переориентация направления кооперации на восток (в частности, с Индией и Китаем), но у такой стратегии есть и ряд рисков – к примеру, риски копирования технологий.

Сергей Кричевский, космонавт – испытатель:

«Есть вещи, которые деньгами не считаются. Нам нужен рывок. Нужен мегапроект. И для его реализации нам не избежать сотрудничества и кооперации с другими странами»

Выбирая между развитием в России частного космоса и самостоятельной коммерческой деятельностью госструктур через систему частно-государственных партнерств, большинство экспертов полагает, что создание экосистемы для развития частного космического бизнеса позволило бы привлечь в отрасль инвестиции, ускорить развитие инновационных технологий, получить российские космические проекты мирового масштаба.

Евгений Кузнецов, генеральный директор компании «Орбита Капитал Партнерз»:

«Если завтра в России появится масштабированный ресурс под инвестиции в частный космос, буквально за пять лет можно получить с десяток проектов мирового уровня».

Исследование выявило также ряд парадоксов восприятия российской космической отрасли. Венчурный характер, с одной стороны, которому свойственны высокие риски, цикличность и «право на ошибку», с другой — ожидания общественности как от традиционной экономики с высокой скоростью возврата инвестиций и быстрым успехом, поиском виноватых в случае неудачи.

Михаил Гордин, генеральный директор Центрального института авиационного моторостроения им. П.И. Баранова:

«Стоимость денег – ключевой аспект космической конкуренции. Развитие космоса, ориентированное на длинные (до 15 лет) циклы, заинтересовано в целевых «дешевых» деньгах, то есть вложениях с минимальными рисками, поскольку «коммерческие» деньги значительно удорожают проект».

Ближайшие задачи российской ракетно-космической отрасли, по мнению экспертов, – прагматизация околоземного космического пространства, создание экосистемы для развития частного бизнеса, диверсификация и монетизация космических технологий, реализация программ освоения дальнего космоса. Отдельное направление – актуализация космонавтики в представлении молодежи, смещение фокуса с прошлого на будущее.

Дополнительная информация

Цель исследования — показать восприятие российской космонавтики населением и экспертами с разной степенью вовлеченности в отрасль. Ключевые исследовательские вопросы связаны с оценкой значимости космоса для России, ее места в мировой космической отрасли, преимуществ и рисков российской космонавтики, ожиданий общества.

В исследовании приняли участие 40 экспертов с разной степенью вовлеченности в тематику космической отрасли:

  • представители государственных структур,
  • эксперты космической индустрии,
  • космонавты,
  • представители бизнес-структур, заинтересованных в космических программах,
  • представители науки, инновационных отраслей,
  • социологи/политологи/культурологи,
  • профильные журналисты.

В рамках исследования были также проанализированы социологические опросы «Фонда общественное мнение» (ФОМ), российские и зарубежные СМИ и открытые источники информации, проведен опрос детей 10-15 лет.

Ключевые моменты исследования были представлены на круглом столе «Российская ракетно-космическая отрасль: стратегия развития и перспективы» 27 ноября на Факультете космических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова


Об исследовании


Результаты исследования: «Российская космическая отрасль: ожидания бизнеса и общества»