«Потребитель будущего»

Центр социального проектирования «Платформа» при поддержке X5 Retail Group представляет экспертно-аналитический проект «Лаборатория ритейла».

Целью проекта является создание платформы для экспертной дискуссии, посвящённой развитию ритейла и общественным изменениям, связанным с процессом потребления. Предполагается, что темы последующих регулярных выпусков будут расширяться с учётом обратной связи от участников рынка и экспертной среды.

Первый выпуск «Потребитель будущего» посвящён анализу тенденций потребительского поведения, которые оказывают и будут оказывать влияние на рынок продуктов питания в будущем.

В основе обзора – интервью с экспертами рынка (ритейл, производители и поставщики, органы власти, исследовательское сообщество), фокус-группы с потребителями, консолидированные данные о продажах, предоставленные X5 Retail Group, открытые данные.

Ключевые моменты:

  • «Потребитель будущего» – это не одна модель, а множество. На место общих трендов приходят групповые стратегии и ситуативные модели. И бизнес должен соответствовать всем этим моделям.
  • Образ жизни потребителя будет становиться более разнообразным и индивидуализированным, в том числе и в питании. Предложение будет включать не только товар, но и контекст его потребления (eco-friendly, vegan и пр.).
  • Универсальных трендов нет. Они охватывают разные группы, сталкиваются и дополняют друг друга. Стремление покупателя дистанцироваться от лишних контактов сочетается с потребностью в человеческом общении, «тактильности». Желание экономить время на покупках – с потребностью в эмоциональном шопинге.
  • Ключевой в условиях изобилия предложений и распространения дистанционной торговли станет ценность доверия. Она будет реализовываться в том числе через горизонтальные связи на базе цифровых платформ для обмена опытом потребителей.
  • Цифровая гигиена станет важным трендом будущего. Чем больше ритейлеры будут знать о потребителе, его привычках и предвосхищать его потребности, тем выше будут опасения потребителя за свою приватность, сильнее желание скрыться от цифрового контроля.
  • Потребление будет всё более «ценностно нагруженным», на первый план выйдут социальные тренды. Главный из них – рост внимания к экологии. Повысится запрос на создание таких условий, в которых быть экологически ответственным для потребителя – это не бег с препятствиями.
  • Воздействия стагнации доходов и неопределённости будущего на потребителя сохранится. Высокая доля затрат на продукты в общей структуре потребления будет влиять на выбор товаров и магазинов.


Лаборатория ритейла: Выпуск 1: Потребитель будущего