ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РФ VII СОЗЫВА: СУБЪЕКТНОСТЬ, ЛОББИЗМ, ПОПУЛИЗМ

Центр социального проектирования «Платформа» презентует открытую часть социологического исследования «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РФ VII СОЗЫВА: СУБЪЕКТНОСТЬ, ЛОББИЗМ, ПОПУЛИЗМ», посвящённого восприятию Государственной Думы РФ 7-го созыва.

«Платформа» представила эксклюзивные результаты исследования, проведенного в октябре этого года: подведение предварительных итогов трансформаций, происходивших в Думе, оценка уровня лоббизма и популизма, субъектности института – способности работать с данными явлениями. Данная работа описывает ожидания экспертного сообщества от Думы будущего созыва на фоне начинающегося избирательного цикла.

Для решения задачи исследования ЦСП «Платформа» провела 40 интервью среди депутатов, членов Совета Федерации, чиновников исполнительных органов власти (уровень руководителей департаментов министерств), ведущих политологов и социологов страны, представителей бизнеса и бизнес-ассоциаций, общественных структур. Был обеспечен баланс носителей различных политических позиций. Использованы данные ряда социологических агентств, а также анализ голосований по ряду законопроектов.

Исследование является первой публичной работой по комплексному анализу Государственной Думы РФ – сложившейся текущей репутации и ожиданий.

Основные выводы исследования в кратком изложении:

  • Наблюдается формальное равенство позиций субъектов с принципиально разными нормотворческими возможностями. Это провоцирует дисбаланс проработки норм, которые находятся в ведении Госдумы. Экспертное сообщество указывает на задачу создания специальных инструментов (институтов) – экспертных, аналитических, правовых, – которые взяли бы на себя задачу повышения нормотворческого качества таких законопроектов, и тем самым балансировки процесса прохождения проектов через парламент.
  • Одновременно отмечается рост субъектности Думы – формирование собственной позиции по вопросам без указания «сверху»: рост экспертизы в работе отдельных комитетов, большая уверенность в выстраивании диалога с исполнительной властью, парирование лоббизма и фильтрация популистских инициатив.
  • Развитие феномена имитационного популизма на фоне ослабления классического популизма – инициаторы законопроектов «имитационного популизма» ориентированы не на массовый сегмент, а на решение аппаратных задач, обоснование непопулярных решений, тестирование идей в крайних формах. Явление имитационного популизма достигает своего пика в период электоральных пауз – то есть именно сейчас, – постепенно вытесняясь классическим популизмом с приближением выборов.
  • Сопротивление Думы лоббистским воздействиям бизнеса сопровождается укреплением т. н. ведомственного лоббизма – перенесением части противостояний кабинетов исполнительной власти в Госдуму. Его ключевой инструмент – воздействие со стороны министерств на обсуждение в профильных комитетах.
  • Дума входит в предвыборный период. В ближайшие полтора года ожидается рост популизма как электоральной стратегии и способа аппаратной борьбы, усиление лоббистского давления. Эксперты не уверены, что в предвыборный год Дума сможет сохранить приобретенную резистентность. С точки зрения экспертов, способность Думы удержать сформировавшуюся субъектность, противостоять лоббизму и популизму – ключевой фактор того, сумеет ли Дума сохранить преемственность (в том числе кадровую) при переходе в новый избранный состав.
  • Главный запрос к Думе – развитие в качестве площадки для согласования интересов. Экспертное сообщество ожидает «работу над ошибками» – внесение изменений в некоторые принятые ранее законы, совершенствование законотворческого фильтра, расширение «пространства для дискуссии».

Материалы исследования:


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РФ VII СОЗЫВА: СУБЪЕКТНОСТЬ, ЛОББИЗМ, ПОПУЛИЗМ