«Инвестиционный климат в России глазами российского бизнеса»

Результаты исследования Центра социального проектирования «Платформа»

Цель исследования:

  • проанализировать восприятие предпринимателями условий для ведения бизнеса, рисков и установок относительно развития их дела.

Параметры исследования:

  • опрос предпринимателей, проведенный ВЦИОМ (500 респондентов, владельцы, топ-менеджеры в различных сегментах бизнеса (малый, средний, крупный);
  • 35 полуформализованных интервью ЦСП «Платформа» с представителями бизнеса и экспертной среды (малый, средний и крупный бизнес, иностранные инвесторы, социологи, экономисты, бизнес-ученые).

Основные выводы:

  • российский бизнес в среднем оценивает ситуацию достаточно критично. Среди опрошенных 71% считает условия для ведения бизнеса в России неблагоприятными.
  • в оценке факторов влияния на бизнес-климат, на первый план выходят два блока:
    • Экономический, связанный с покупательной способность, налогообложением.
    • Институциональный, связанный с защитой предпринимателя от злоупотреблений должностных лиц.
  • по мере ухудшения ситуации с доходами населения, спросом, а также с внешним давлением, санкциями, растет чувствительность и запрос бизнеса к институциональному фактору, поддающемуся регулированию.
  • только 15% опрошенных считают, что государство принимает активные меры, направленные на поддержку и развитие бизнеса. Бизнес не считает государственные органы врагом, но и не видит в нем заинтересованного партнера.
  • бизнес видит шаги государства навстречу – снижение административных барьеров, борьбу с коррупцией. При этом предприниматели отмечают нарастание тревожности и неопределенности. Причина – событийный ряд последних лет, связанный с делами против бизнесменов.
  • ожидания бизнеса – умеренно пессимистические. Негативный настрой более характерен для малого бизнес. Выбираемые бизнес-стратегии:
    • сдерживание развитие из-за возможного роста давления на собственников привлекательных активов;
    • сужение горизонта планирования, тяготение к тактическим реакциям;
    • выжидательность и консервативность инвестиционных стратегий.
  • несмотря на риски и трудности, большинство не готово оставить бизнес: 78% предпринимателей в ближайшие 3 года нацелены на поступательное развитие с ориентацией на отдачу в краткосрочной перспективе, поддержание бизнеса на достигнутом уровне.

Подробнее – в докладе «Инвестиционный климат в России глазами российского бизнеса»:


«Инвестиционный климат в России глазами российского бизнеса»